1. ПЛАН ПРОВЕРОК ФНС НА 2024 ГОД
Согласно статье 87 Налогового кодекса Российской Федерации, существуют два типа налоговых проверок: камеральные и выездные.
- Камеральные проверки проводятся специалистами ФНС на месте работы налогоплательщика без необходимости получения разрешения. Они должны быть завершены в течение трех месяцев (в общем случае) со дня подачи налоговой декларации (пункт 2 статьи 88 НК РФ).
- Выездные проверки, в свою очередь, проводятся налоговыми инспекторами обычно на территории налогоплательщика, но могут также осуществляться в самой ИФНС, если фирма не предоставляет помещение. Проведение выездных проверок требует отдельного решения руководителя налоговой инспекции, которое назначается на основе комплексного анализа различных показателей деятельности предприятия, оценки налоговых рисков и качества предоставленной отчетности.
Для назначения даты проверки необходимо, чтобы руководитель местного органа ФНС подписал соответствующее решение (пункт 8 статьи 89 НК РФ). Хотя закон не требует предварительного уведомления налогоплательщика о проверке, на практике территориальные структуры налоговой инспекции часто информируют организации и индивидуальных предпринимателей о назначенной проверке по телефону или по почте. Иногда инспекторы ФНС появляются на предприятии без предупреждения, но это встречается довольно редко. Обычно рекомендуется вручать копию решения о проведении проверки налогоплательщику. Если это невозможно, документ может быть отправлен почтой. В соответствии с нормами НК РФ, налогоплательщик обязан обеспечить доступ инспекторам ФНС к документам, связанным с уплатой налогов, что может потребовать времени на подготовку и организацию доступа.
2. ГДЕ НАЙТИ ПЛАН НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК НА 2024 ГОД
Федеральная налоговая служба (ФНС) не обязана создавать общедоступные планы налоговых проверок. Внутренние правила ведомства указывают сотрудникам рассматривать такие планы как конфиденциальные документы, которые не должны раскрываться. Фактически, не все работники ФНС имеют доступ к такой информации (согласно письму ФНС России от 04.04.2008 года № ШТ-6-2/255). Процедура предоставления доступа к конфиденциальным данным регулируется приказом Министерства налогов и сборов от 03.03.2003 года № БГ-3-28/96. В этом документе предусмотрено, что информация из планов налоговых проверок ФНС может быть предоставлена лицам только на основании положений федерального законодательства. Например, правоохранительные органы могут получать привилегии по доступу к информации в реестрах ФНС.
3. ПРОКУРАТУРА РФ
Не следует путать планы проверок, проводимых прокуратурой, с планами проверок организаций, которые опубликованы на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации. В последний включены проверки, регулируемые законом о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проверках, которые проводятся соответствующими профильными ведомствами. Органы прокуратуры лишь осуществляют проверку и утверждают эти планы, оценивая законность включения различных организаций и индивидуальных предпринимателей в них. Генеральная прокуратура России составляет сводный план проверок и публикует его на указанном сайте в соответствии с законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ.
Планы прокурорских проверок существуют, однако органы прокуратуры не раскрывают их. Это не предусмотрено законодательством и не соответствует принципам открытости и информированности в работе прокуратуры. Ознакомиться с этими планами невозможно (в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона от 17.01.1992 года № 2202-1, пунктами 2.4, 2.6, 4.8 Приказа Генеральной прокуратуры от 17.05.2018 года № 296).
На интернет-ресурсе Генеральной прокуратуры России можно воспользоваться сервисом «Поиск контрольных (надзорных) мероприятий». Здесь предоставляется возможность осуществить поиск по мероприятиям, проводимым в рамках закона о государственном контроле. Поиск осуществляется по ИНН контролируемого лица. Есть возможность указать период проверки и название контрольно-надзорного органа.
С целью узнать о том, попала ли ваша компания в план проверок какого-либо контролирующего учреждения, такого как трудовая инспекция, МЧС или Роспотребнадзор, введите следующую информацию в форму:
- ИНН;
- название организации;
- месяц проверки;
- название контролирующего органа государственного контроля.
С 2023 года были отменены плановые проверки организаций, деятельность которых не связана с категориями чрезвычайно высокого и высокого риска, а также объектов, не являющихся опасными производственными объектами II класса опасности и гидротехническими сооружениями II класса (постановление от 01.10.2022 года № 1743).
4. САЙТ ФНС
Законодательство не разрешает плательщикам иметь доступ к планам проверок налоговой инспекции на 2024 год.
5. У КОГО ПРОВОДЯТ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ В 2024 ГОДУ
Положения статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации не определяют, какие конкретно лица - юридические или физические - могут быть объектами налоговых проверок различных типов. Из этого следует, что все субъекты налогообложения подлежат проверке: граждане, индивидуальные предприниматели, коммерческие организации, НКО, государственные и муниципальные структуры. Частично это объясняет тот факт, что для Федеральной налоговой службы (ФНС) с технической точки зрения сложно составить план проверок, даже если бы это требовалось. Согласно законодательству, в соответствующий план должны быть включены не только юридические лица, но и все граждане России. Маловероятно, что у ФНС будет достаточно кадровых и технических ресурсов для того, чтобы изучать налоговую историю каждого гражданина, анализировать их налоговые профили на предмет всех рисков, указанных в приказе № ММ-3-06/333.
6. КРИТЕРИИ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В ПЛАН ПРОВЕРОК НА 2024 ГОД
Исследование ключевых критериев оценки деятельности субъектов уплаты налогов, которые разработаны в ФНС, могут дать некоторые ориентиры и по срокам, и по вероятности визита налоговых инспекторов.
Так, ведомство может обратить внимание на организацию или ИП, если:
- налоговая нагрузка на компанию ниже среднего показателя по отрасли (п. 1 приказа № ММ-3-06/333);
- фирма в течение нескольких налоговых периодов отражает убытки в отчетности (п. 2);
- в отчетных документах фигурируют слишком большие суммы вычетов за тот или иной период (п. 3);
- зафиксирована опережающая динамика роста издержек в сравнении с темпами увеличения выручки (п. 4);
- фирма платит сотрудникам меньшую зарплату, чем та, что сформировалась в среднем по отрасли (п. 5);
- показатели компании, дающие право работать при специальных налоговых режимах, приближены к предельно допустимым (п. 6);
- ИП показывает в отчетности расходы, максимально близкие к величине доходов (п. 7);
- фирма формирует неоправданно длинную цепочку контрагентов, состоящую из посредников и перекупщиков (п. 8);
- организация не предоставляет в ФНС пояснений в ответ на полученные уведомления о несоответствии тех или иных показателей деятельности установленным критериям, не передает запрашиваемые документы (п. 9);
- владельцы фирмы осуществляют частую перерегистрацию бизнеса в разных территориальных структурах ФНС (п. 10);
- фирма имеет ощутимые отклонения по рентабельности от показателей, наблюдаемых в среднем по отрасли (п. 11);
- по оценке специалистов ФНС, компания ведет деятельность с высоким налоговым риском (п.12).
Чем больше совпадений по указанным пунктам фиксирует ФНС в отношении деятельности той или иной фирмы, тем выше вероятность проверки, и тем более оперативно она может быть проведена.
7. МОРАТОРИЙ НА ПРОВЕРКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В 2024 ГОДУ
Для облегчения работы российских компаний правительство продлило мораторий на проверки бизнеса до 2024 года. Несмотря на запрет большинства надзорных мероприятий, предпринимателям следует быть настороже, поскольку контрольные органы обладают способами обнаружить и привлечь к ответственности недобросовестные компании.
Мораторий на проверки бизнеса ограничивает проведение плановых и внеплановых контрольных мероприятий (КНМ). Исходно правительство России объявило, что мораторий будет действовать в течение 2022 года (согласно постановлению № 336 от 10 марта 2022 года). По предложению президента сроки проверок были ограничены до конца 2024 года. В настоящее время имеются следующие сроки проведения:
- плановые КНМ ограничены до 2030 года по постановлению № 372 от 10 марта 2023 года;
- внеплановые КНМ ограничены до конца 2024 года по постановлению № 2140 от 14 декабря 2023 года;
- профилактические мероприятия проводятся без ограничений.
Мораторий касается проверок, проводимых МЧС, Роспотребнадзором, Роскомнадзором и некоторыми другими агентствами. Он также оказывает влияние на проверки кассовой работы со стороны ФНС. Тем не менее, прокурорский надзор и камеральные налоговые проверки не входят в сферу действия моратория.