Приказ о проведении инвентаризации образец: плановая и внеплановая инвентаризация

Инвентаризация – основной способ учета и контроля имущества в организации, состояния ее финансовых обязательств.

Об особенностях ее проведения в этой статье.

Понятие инвентаризации

Что такое инвентаризация?  Это полная или частичная проверка активов: наличных средств и финансовых обязательств, ценных бумаг, товаров на складах и в торговой сети, сырья и других материальных ценностей.

Порядок и правила проведения инвентаризации в РФ определен приказом № 49  от 13.06.1995, в котором утверждены  «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

Основные цели инвентаризации:

·         проверка фактического наличия имущества числящегося в бухгалтерском учете(как собственного, так и не принадлежащего организации), выявление неучтенных объектов;

·         определение фактического количества материально-производственных ресурсов, использованных в процессе производства;

·         выявление излишков и недостач;

·         проверка полноты и правильности отражения в учете оценки имущества и обязательств;

·         проверка соблюдения правил содержания и эксплуатации основных средств, использования нематериальных активов, а также правил и условий хранения товарно-материальных ценностей, ценных бумаг, денежных средств.

Инвентаризация по охвату имущества делится на:

·         полную;

·         частичную.

По основаниям проведения на:

·         плановую;

·         внеплановую (внезапную).

Этапы проведения инвентаризации.

1.    Первый этап – подготовительный. На этом этапе подготавливается приказ о проведении инвентаризации; выбирается инвентаризационная комиссия; определяется срок проведения и виды  имущества для проверки; оформляются расписки материально ответственными лицами и т.д.

2.    Второй этап – взвешивание, обмеривание, подсчет, выявление  и проверка фактического наличия имущества и обязательств и составление инвентаризационных описей.

3.    Третий этап – это сверка данных инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета: выявление расхождений и определение их причин, составление сличительных ведомостей.

4.    Заключительный этап – оформление результатов инвентаризации.

Порядок и сроки проведения инвентаризации основных средств

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

·         при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

·         перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

·         при смене материально ответственных лиц;

·         при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

·         в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

·         при реорганизации или ликвидации организации;

·         в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Чем плановая инвентаризация отличается от внеплановой?

Основное отличие между ними в запланированности мероприятия.  Для плановой ревизии срок назначают в начале рабочего года.

Внеплановые инвентаризации происходят внезапно, к ним нельзя подготовиться, о их начале заранее не известно.

Основные причины для  проведения внеплановой инвентаризации:

·         замена  материально ответственного лица;

·         подозрение на хищение;

·         необходимость составления годовой отчётности;

·         изменение в ценности вещевого имущества по не зависящим от организации причинам;

·         ущерб предприятию от наводнения, пожара, другого чрезвычайного происшествия.

Незапланированная инвентаризация может проходить одновременно по всей организации или только в выбранных отделах. Она может быть частичная по отдельным видам имущества.

Значение формы инв 22

Форма ИНВ-22 — это унифицированный бланк  о проведении инвентаризации, разработанный Госкомстатом РФ (постановление от 18.08.1998 № 88). В него включены поля для указания всех данных, необходимых для выполнения действий по инвентаризации:

·         место проведения;

·         объект инвентаризации;

·         причины данного мероприятия;

·         состав комиссии;

·         даты проведения и завершения.

Подсказки по заполнению формы ИНВ-22 содержатся в расшифровках под соответствующими строками.

Заполнение полей формы ИНВ-22

В «шапку» документа вносят ОКПО и название структурного подразделения, если речь идет об имуществе отдельного филиала. Если планируется проводить проверки в нескольких подразделениях, то форма ИНВ-22,  будет составляться для каждого.

В качестве причины для плановой инвентаризации указываем причину проведения - «контрольная проверка»,  «плановая инвентаризация», «смена материально ответственных лиц», «реорганизация» и др.

Сроки проведения оценки должны быть точными. Дата начала инвентаризации не может быть раньше даты документа.

После того, как ИНВ-22 заполнена, ее следует занести в журнал по форме ИНВ-23. А вот результаты проверки заносятся в журнал по форме ИНВ-25.

Ответственные лица за проведение инвентаризации.

Форма ИНВ-22 заполняется от лица директора предприятия (или его заместителя). Председателем инвентаризационной комиссии может быть главный бухгалтер (его зам), руководители структурных подразделений.

Указываются должности членов инвентаризационной комиссии, фамилия и инициалы.

Инвентаризация при составлении годовой отчетности: документальное оформление

Подготовка, проведение и оформление годовой инвентаризации регламентировано следующими нормативными документами:

·  Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина от 13.06.1995 № 49).

·  Законом «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Сроки ее проведения: в IV квартале текущего года — с 1 октября по 31 декабря, обязательств организации — по состоянию на 31 декабря года, за который готовится отчетность.

Помимо приказа по форме ИНВ-22 в ходе проведения инвентаризации оформляются следующие документы:

·         инвентаризационная опись ОС форма N ИНВ-1);

·         сличительная ведомость инвентаризации ОС форма N ИНВ-18).

Начиная с 2013 года унифицированные формы применять необязательно. Для учета результатов инвентаризации организация вправе разработать и утвердить собственные формы документации с указанием всех необходимых для этой операции реквизитов.

Для оформления инвентаризационных документов предусмотрен ряд правил:

·        готовый акт проверки не должен содержать незаполненных граф. Если требуемая информация отсутствует – в поле для заполнения ставится прочерк;

·        многостраничные описи и акты должны быть последовательно скреплены, а все страницы документа – пронумерованы;

·        при заполнении актов используются общепринятые в бухгалтерском учете номенклатурные обозначения и единицы измерения;

·        все исправления, допущенные при заполнении документа, должны быть оговорены в сносках, и заверены всеми членами комиссии по инвентаризации, а также подписью материально-ответственных лиц;

·        документы по инвентаризационному учету визируются всеми участвующими в ревизии лицами.

Приказ на проведение инвентаризации по форме инв 22

Приказ об инвентаризации имущества  составляют в виде отдельного  документа без использования формы ИНВ-22, но включив в него те же необходимые исходные данные: место проведения; объект инвентаризации; причины данного мероприятия; состав комиссии; даты проведения и завершения.

Документ должен содержать:

· Реквизиты: указывается название (приказ, распоряжение или постановление), а также присваивается определенный номер и проставляется дата составления.

·Информацию о предстоящей процедуре: ее причины, элементы пересчета (ОС, НМА, МПЗ, денежные средства или ТМЦ), временной промежуток, который будет охвачен ревизией.

·Состав сотрудников (с указанием должности каждого), которые входят в состав комиссии.

Приказ визируется руководителем компании, его реквизиты заносятся в журнал, предназначенный для регистрации подобных документов (ИНВ-23).

Бланк приказа о проведении инвентаризации можно скачать здесь https://disk.yandex.ru/i/e5wJZquLXx-erA

Приказ на проведение инвентаризации основных средств

Приказ на проведение инвентаризации основных средств также формируется по форме Инв-22

Приказ на инвентаризацию в произвольной форме

Приказ на проведение инвентаризации может иметь  произвольную форму. Но для удобства используют унифицированный бланк формы ИНВ-22, утвержденном постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88. 

Оформление результатов инвентаризации

Результаты инвентаризации оформляются инвентаризационной описью, а в случае обнаружения расхождений  сличительной ведомостью.

Шаблоны  можно скачать по ссылкам

Сличительная ведомость

Инвентаризационная опись

Подведение итогов

По итогам проверки  издается приказ об утверждении результатов инвентаризации и  формируется ведомость учета результатов по форме ИНВ-26. В этот документ вносятся все итоговые цифры: излишки, недостача, пересортица и пр. Он подписывается всеми участниками инвентаризации.

Особенности проведения инвентаризации в отдельных случаях

В некоторых случаях возможно проведение дистанционной инвентаризации, для установления факта наличия или отсутствия проверяемого имущества. При этом допускается использование технических средств дистанционной трансляции сигнала (видеосвязь или др.), в том числе на большие расстояния

Похожие статьи

  • Регистрация, ликвидация, внесение изменений в ООО ( все про ООО)
  • 01.09.2023

Расчет чистых активов по балансу

  • Счета бухгалтерского учета
  • 01.09.2023

Как устроен бухгалтерский баланс (пример)

  • Документы (акты, счета, упд)
  • 02.11.2023

Ответ на досудебную претензию: образец

  • Счета бухгалтерского учета
  • 06.02.2024

Внеоборотные и оборотные активы: состав и учет

  • Счета бухгалтерского учета
  • 26.09.2023

Счет 44 бухучета: особенности и проводки

  • Счета бухгалтерского учета
  • 24.02.2024

Анализ и оценка бухгалтерского баланса

  • Комментарии
Загрузка комментариев...