1. КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ ОРГАН – ЭТО ЧТО ТАКОЕ
1.1. КОЛЛЕГИАЛЬНОСТЬ КАК ПРИНЦИП ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
В настоящий момент нет единого мнения насчет понимания принципов коллегиальности. Большинство правоведов отсылает эти категории к организационным методам управления.
Инструмент, которым воспользуется коллегиальный орган для принятия стратегического решения, будет зависеть от факторов, дающих оценку сфере и субъекту управления:
- особенность управленческой задачи, которую реализует коллегиальный орган;
- специфические особенности объекта, по поводу которого принимается управленческое решение;
- цели реализации управленческого влияния;
- характерные особенности вопросов, вынесенных на решение коллегиального органа;
- оценка итогов выполнения управленческих задач.
Один из подвидов принципа принятия управленческого решения - это единоначалие. Это своего рода организационно-управленческая деятельность со своей спецификой. В ней все принятые решения зависят от одного человека (руководителя органа/подразделения). Второй подвид принципа принятия управленческого решения – коллегиальность. В ней решения принимаются группой ответственных лиц. Эти две формы принятия решений управленческого характера являются дополнением друг друга, их работа завязана на взаимодействии коллектива и руководителя.
1.2. КОЛЛЕГИАЛЬНОСТЬ КАК ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
Популярность коллегиальной формы управления обосновано несколькими причинами развития государства и права:
- нужда в создании органов законодательной власти;
- потребность в органах судебного исполнения;
- потребность конструирования сдерживающего комплекса мер от произвола руководящих лиц, которые имеют полномочия принятия решений в той или иной области;
- минимизация ошибочно принятых управленческих решений в отдельно взятой ветви власти/отрасли;
- необходимость учесть интересы каждого субъекта управленческого воздействия на отношения в обществе с целью прогрессивного развития страны.
Получается, что коллегиальная форма управления является барьером от субъективности в принятии социально-значимых управленческих решений. К примеру, нормативно-правовые акты государственного значения в любой развитой стране, относящиеся к урегулированию самых острых общественных отношений, принимаются коллегиально в несколько этапов после рассмотрения в парламентах.
Коллегиальный принцип принятия решения особенно распространен в исполнительных структурах власти. Правительство, кабинет министров и совет министров - это тоже коллегиальные органы. В международной практике наиболее распространена коллегиальная форма управления. Принцип коллегиальности получил широкое распространение в сфере образования, здесь созданы советы учителей, научно-технические советы, осуществляющие коллегиальное управление процессом образования.
2. ПЛЮСЫ КОЛЛЕГИАЛЬНОГО СПОСОБА УПРАВЛЕНИЯ
Коллегиальная форма управления получила широкое распространение у различных организаций и государственных учреждений. Несомненным плюсом этого управления является то, что решения принимаются несколькими профессионалами своего дела, что позволяет рассмотреть вопрос с разных сторон и принять действительно верное и рациональное решение. Попробуем внести ясность не только в понятие коллегиальности, но в его разновидности и особенности.
Если члены коллегиального органа имеют одинаковый уровень образования в схожих отраслях, их мысли направлены в одну сторону и все они плюс-минус одногодки, то их коллегиальный союз будет иметь очень большую эффективность. Именно по этой причине в коллегию принимаются экономисты, сотрудники различных отделов, управленцы с соответствующим опытом работы. Бывает и противоположный принцип создания коллегиального органа – на основе разности мнений, участники группы имеют свое личное мнение касательно того или иного вопроса. Здесь часто спорят, в ходе споров может быть принято наиболее правильное решение.
3. РАЗНОВИДНОСТИ КОЛЛЕГИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Многие организации выбирают для своей работы коллегиальность в принятии решений. Для этих целей создаются комиссии, советы, комитеты и прочие структуры. Коллегиальный орган управления может действовать как постоянно (к примеру, комиссия по проведению экспертиз ценности бумаг), так и временно (с целью решения определенной задачи, например, совет по проекту).
Выделяют несколько видов коллегиальных советов со своим предназначением и спецификой:
- совещательные коллегии;
- управляющий коллегиальный орган;
- коллегиальный орган информационного характера;
- контролирующее организационное звено;
- коллегиальный исполнительный орган.
4. СОВЕЩАТЕЛЬНЫЕ КОЛЛЕГИИ
Совещательные коллегии не уполномочены принимать какие-то решения, их роль состоит в обсуждении поставленного вопроса и выработке совета/рекомендации. Окончательное решение принимается директором организации на основе собранной информации. Совещательный орган может получить задачу рассмотреть определенную проблему и выдать заключение по ней. Коллегия является не заменой, а дополнением других отделов и специалистов-экспертов, сотрудничающих с предприятием.
Коллегиальный совещательный орган может быть представлен коллегией, общественным советом или комиссией. Такие органы, как правило, работают в государственных организациях. Специалистами коллегии рассматриваются разные вопросы: исходы принятия управленческого решения, дискуссия по существу рассматриваемого вопроса, обобщаются знания и мнения экспертов коллегии. В результате такой совместной работы рождается оптимальное решение поставленной задачи, принимаются во внимание интересы каждого органа.
Следует отличать коллегии, которые принимают непосредственное участие в исследованиях, и коллегии, пользующиеся проведенными изысканиями с целью предоставления своего заключения. Совещательная коллегия может работать совместно с другими экспертами/специалистами, в таком случае проявляется уникальная возможность аккумулировать их знания и опыт по рассматриваемой проблеме.
Прочитайте статью до конца и получите бонус: полезные материалы для бухгалтера
5. УПРАВЛЯЮЩИЙ КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ ОРГАН
6. КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ ОРГАН ИНФОРМАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА
Задачей информационного органа с коллегиальной формой правления является организация собраний, на которых высшее руководство различных подразделений делится информацией. При таком общении происходит обмен ценными знаниями между руководителями разных отделений внутри одной организации. Директор компании доводит до сведения других участников собрания информацию о проблемах, принятых стратегических решениях, важных событиях, вопросах, требующих особого рассмотрения.
Как правило, коллегиальные органы информационного характера создаются в крупных организациях с большим количеством подразделений. В ходе собрания, организованного по инициативе информационного органа, общий руководитель информирует остальных присутствующих членов команды о сложившейся ситуации, об уже принятых решениях и планах на будущее. В ходе беседы происходит уточнение методов реализации решений и при необходимости в план вносятся необходимые корректировки.
Информационные коллегии наиболее востребованы в высших слоях правления. Внедрение их в низшие слои может способствовать улучшению взаимопонимания между руководителями и сотрудниками отделов. Задачей органа будет считаться налаживание отношений внутри коллектива, его сплочение ради одной общей цели.
7. КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ЗВЕНО
Организационное звено – это структурное подразделение предприятия, созданное с целью организации работы персонала и управления им. Деятельность подразделения основана на специфике производства и целях, которые перед ним ставит высшее руководство.
Каждое организационное звено руками работников подразделения решают конкретную производственную задачу. Общая совокупность выполняемых организационными звеньями функций/задач/работ будет образовывать функционал предприятия в целом. Поэтому организационная структура должна состоять из звеньев, каждое из которых будет четко и эффективно выполнять необходимые задачи. Орган, контролирующий организационное звено, занимается предварительной оценкой принятого решения по поставленному вопросу, отвечает ли оно запросам и возможностям всего предприятия. На основе предварительной оценки выдается заключение с разрешением либо отказом в принятии того или иного решения. Контроль осуществляется по разным направлениям деятельности компании, поэтому он сталкивается и с решениями, принимаемыми относительно политики предприятия, и с управленческими актами, и с административными вопросами, а также с исполнительной деятельностью.
8. КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН
Коллегиальный исполнительный орган представляет собой особый совет с директивными функциями. Такой орган может быть внедрен как в коммерческой, так и в некоммерческой организации. Принципы и некие особенности его работы должны быть прописаны в Уставе компании, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации.
Зачастую в учредительных бумагах прописывается нужда в образовании коллегиального исполнительного совета. В таком случае, этот орган избирается на совете учредителей.
-
К примеру, в обществе с ограниченной ответственностью (ООО) создание коллегиального исполнительного органа будет обязательным в том случае, если в уставе компании предусмотрено формирование наряду с единоличным исполнительным органом еще и коллегиального органа. Такая коллегия должна избираться на общем сборе участников общества в количестве и на срок, прописанный в уставе компании. Членами коллегиального исполнительного общества могут быть только физические лица. При этом член органа может и не быть участником общества. Сформированный исполнительный орган осуществляет полномочия, возложенные на него уставом общества в рамках его компетенции.
-
Акционерное общество также может одновременно обладать двумя исполнительными органами: единоличным и коллегиальным. Правда, в таком случае устав акционерного общества должен четко разграничить функции и определить зоны ответственности каждого органа по отдельности.
-
В некоммерческих организациях создание коллегиального исполнительного органа обусловлено необходимостью ежедневного текущего руководства. Коллегиальный орган находится в ведомстве высшего органа управления компании. Возможность или необходимость создания коллегиального исполнительного органа в некоммерческой организации при уже существующем в ней единоличном исполнительном органе, а также конкретные полномочия коллегиального органа определяются на основании специальных законов об отдельных видах некоммерческих организаций.
8.1. КАКИЕ ФУНКЦИИ ВЫПОЛНЯЮТСЯ
- управление конкретной фирмой с любой формой собственности (коммерческая, государственная, некоммерческая);
- защита интересов компании;
- выдача доверенностей;
- проведение сделок на основе данных, взятых из уставных документов;
- издание приказов об увольнении либо о принятии на работу сотрудников;
- издание приказов о применении мер наказания либо поощрения конкретных сотрудников;
- иные функции, предусмотренные Уставом предприятия.
8.2. КАК ПРИНИМАЮТСЯ РЕШЕНИЯ
8.3. СКОЛЬКО МОЖЕТ БЫТЬ УЧАСТНИКОВ
9. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
Большинство государственных учреждений имеет в штате коллегиальный орган. Они осуществляют свою деятельность, полагаясь на положения Конституции РФ.
Выделим некоторые особенности работы государственных органов:
- решения по обсуждаемому вопросу должны приниматься в пользу интересов и защиты прав граждан;
- все принимаемые решения находятся в открытом доступе для общественности, это так называемый принцип гласности;
- в состав коллегий входят исключительно квалифицированные специалисты с опытом работы в разных сферах;
- в работе подобных органов уживается единогласность принятия решения с коллегиальностью;
- принцип иерархичности допускает нахождение коллегиальных органов на разных уровнях государственного управления.
10. РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕГИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Положение о коллегиальном органе может иметь вид: общие положения, термины и определения, ссылки на нормативную базу, задачи, полномочия, порядок взаимодействия с соседними отделами, итоги работы коллегиального органа.
Шпаргалка для бухгалтера
- Чек-лист по расчету чистых активов
- Инструкция по работе с чистыми активами