Основные статьи затрат бухгалтерского и налогового учета

Целью всякой организации, в том числе ИП, является максимальное извлечение прибыли. Прибыль зависит от таких показателей, как себестоимость и затраты. Планирование затрат представляет собой значительную долю в комплексе бизнес-процессов. Залогом эффективного управленческого учета, грамотной оптимизации расходов, а, следовательно, и роста прибыли выступают оптимально распланированные статьи затрат.

1. ЧТО ЗНАЧАТ СТАТЬИ ЗАТРАТ

Стоимость затраченных ресурсов на выпуск и сбыт выпускаемой фирмой продукции за определенный временной период – это затраты. Список статей затрат формируется сотрудниками бухгалтерии, статьи объединяются по определенным принципам. Выделяют основной и дополнительный списки по затратам.

Иными словами, статьи затрат в бухучете – это совокупность ресурсов предприятия, используемых в ходе производства и эксплуатации, по какому-либо признаку. Грамотно сформированные статьи затрат выступают базой для обобщения информации о себестоимости произведенной продукции, оказанных услуг, выполненных работ.  Существует большое количество классификаций затрат по разным признакам. Каждая из них имеет свои особенности и составляющие. Это и называют, как правило, статьями затрат.

rounded-in-photoretrica-50.webp

2. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПИСКА СТАТЕЙ ЗАТРАТ

На практике выделяют два принципиально разных подхода к организации учета затрат: подход бухгалтерский и налоговый. В этой главе мы затронем первый подход.

С точки зрения бухгалтерии все затраты компании условно можно разбить на две крупные статьи расходов: связанные с производством и реализацией продукции и внереализационные расходы.

Расходы, имеющие отношение к обычной деятельности организации, в свою очередь можно поделить на более мелкие доли:

  • на покупку товарно-материальной базы, задействованной в основной деятельности компании (их еще называют пред производственными затратами);
  • непосредственно производственные (завязанные на целевой деятельности компании);
  • управленческие;
  • коммерческие.

Группа расходов по обычным видам деятельности в процессе планирования сотрудниками бухгалтерии (на основе пункта 8 ПБУ 10/99) делится на следующие элементы расходов:

  • на покупку, логистику и хранение материалов;
  • на заработную плату сотрудникам компании;
  • на социальное и обязательное пенсионное страхование сотрудников;
  • амортизационные расходы основных средств;
  • иные расходы.

Группировка затрат по элементам прописана в законодательстве, а вот разбивку затрат по статьям компания может выполнить самостоятельно, полагаясь на собственные потребности управленческого учета. Для большинства отраслей экономики разработаны либо обязательные, либо рекомендованные к исполнению принципы разнесения расходов по статьям затрат.

2.1. ПОЛОЖЕНИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ 10/99 «РАСХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ»

Положение прописывает порядок учета расходов. Так, например, пункт 8 документа приводит классификацию расходов по обычной деятельности предприятия, которая сгодится и для выделения статей затрат. Такое объединение будем называть «статьи затрат по элементам». Пункты Положения 10/99 под номерами 7 и 9 позволяют выделить в списке затрат еще три группы.

Получается список статей затрат по выполняемым функциям: производственные, коммерческие, управленческие. 

Выделение статей затрат внутри каждой организации – задача работников экономического и бухгалтерского отделов. Они формируют статьи затрат и закрепляют их внутренним регламентом (к примеру учетной политикой) для эффективного планирования, учета, анализа и оптимизации потребляемых ресурсов.

2.2. POWER BI: ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКА СЦЕНАРИЕВ СОКРАЩЕНИЯ ЗАТРАТ

Это специальный инструмент, помогающий отыскать пути оптимизации основных расходов. Интерактивная аналитическая панель в Power BI позволяет проработать различные сценарии снижения затрат. 

К примеру:

  • отложить в сторону пару инвестиционных проектов, но сохранить штат в полном объеме;
  • завершить начатый ремонт производственных станков, пожертвовав при этом частью работников;
  • уменьшить или совсем исключить маловажные расходы с целью проведения маркетинговых мероприятий, которые могут принести дополнительный доход.

Программа позволяет оценить изменения итогового результата, исходя из установленных параметров оптимизации затрат.

2.3. ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

Формирование статей затрат в плане счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности фирмы осуществляется посредством системы счетов. 

Перечислим затратные счета:

  • счет 20 «Основное производство»;
  • счет 23 «Вспомогательное производство»;
  • счет 25 «Общепроизводственные расходы»;
  • счет 26 «Общехозяйственные расходы»;
  • счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»;
  • счет 44 «Расходы на продажу». 


Подобный подход к определению перечня статей затрат называют «по центрам ответственности и местам возникновения». Такая классификация позволяет рассмотреть общие затраты в разрезе различных производств, сбыта и управления, помогает четко нарисовать границы затрат по методу их занесения в себестоимость. Затраты ресурсов, напрямую относящиеся к счету 20 (изначально включенные в себестоимость продукта, услуги или работы), являются прямыми затратами. 

К косвенным затратам относится все, что требует:

  • отнесения на аналитические счета двадцатого счета записями Дебет 20 Кредит 23, 25, 26, 29;
  • предварительного откладывания в течение месяца на прочих счетах (из тех, что были обозначены выше, это 23, 25, 26, 29);
  • дальнейшего разнесения в разрезе видов продукции по итогам месяца пропорционально используемой компанией базе.

2.4. ОТРАСЛЕВЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ИНСТРУКЦИИ ПБУ 1/2008 «УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ»

Документов подобного плана было выпущено достаточно много, некоторые из них составлены во времена СССР. До сих пор они используются на предприятиях, ведь кардинально подход к формированию бюджета, расчету себестоимости и подготовке смет не изменился.

ПБУ 1/2008 являет собой положение по бухучету, устанавливающее принципы формирования (выбора и разработки) и раскрытия учетной политики предприятий (юридических лиц по законам РФ, исключение – кредитные компании и фирмы).

Выделение статей затрат должно быть ориентировано в первую очередь на то, каким образом будут внедряться аналитические данные в дальнейшем. Если эти данные в будущем не найдут применения, то:

  • либо нет необходимости повышать трудоемкость учетных операций по затратам, занося дополнительные субсчета, субконто, отчеты и прочее;
  • либо стоит задуматься над эффективностью самой системы принятия управленческих решений в компании.

Любая информация должна работать – это ключевой принцип создания информационных потоков, и статьи затрат не стали исключением из этого правила.

Прочитайте статью до конца и получите бонус: полезные материалы для бухгалтера

3. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ

По основным направлениям деятельности затраты классифицируются следующим образом:

  • на принятие управленческих решений, составление планов и прогнозов;
  • для расчета себестоимости и финансовых результатов;
  • для регулирования и контролирования.

Распределение затрат по видам, позволяет разнести их по счетам бухучета:

  • прямые расходы (основные);
  • косвенные расходы (накладные).

Бывает так, что основные расходы по первой классификации оказываются косвенными расходами по второй классификации. К примеру, амортизация оборудования при производстве нескольких типов продукции.

3.1. ЗАТРАТЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ И ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Затраты, завязанные на расчете себестоимости и определении финансовых результатов компании, подразделяются на:

  • Прямые, то есть непосредственно относящиеся к производимой продукции, реализуемому товару или оказываемой услуге. Это расходы на конкретный продукт;
  • Косвенные, то есть те расходы, которые нельзя напрямую включить в стоимость продукции. Они группируются отдельно, распределяясь в дальнейшем по номенклатурным позициям, согласно установленных учетной политикой предприятия правил. Например, заработная плата вспомогательного персонала, выплаты по отпускам, обслуживание станков и т.д.

3.2. ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Затраты, связанные с принятием управленческих решений, классифицируются по принципу:

  • Затраты на выпуск продукции;
  • Постоянные затраты и периодические. Постоянные затраты не меняются даже при колебаниях объемов выпускаемой продукции. Переменные затраты зависят от количества выпускаемой продукции;
  • Нормативные и фактические затраты. Нормативные затраты определяются по нормативам на единицу продукции. Фактические расходы, это те, которые тратятся при производстве продукции;
  • операционные (коммунальные расходы, транспортные, на материалы, машины и механизмы, арендную плату, рекламу) и административные (кредиты, займы, налоги, иные непредвиденные расходы);
  • Релевантные (зависящие от принятого управленческого решения) и нерелевантные (независящие от принятого управленческого решения);
  • Альтернативные (зависят от принятого решения и отказа от другого варианта развития) и безальтернативные.

Продолжать список можно еще долго.

3.3. ЗАТРАТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ

Также затраты можно группировать по признаку контроля и регулирования: 

  • контролируемые затраты, на которые можно повлиять и проконтролировать;
  • неконтролируемые затраты, которые не поддаются контролю и повлиять на них также не получится.

4. СТАТЬИ ЗАТРАТ В БУХУЧЕТЕ: РАСХОДЫ ОБЫЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

К расходам обычной деятельности компании приписываются расходы, идущие на изготовление и реализацию выпускаемой продукции, покупку и продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг (пункт 5 ПБУ 10/99).

Приведем пример группировки для расходов по обычным видам деятельности (пункт 8 ПБУ 10/99):

  • расходы на выплату заработной платы сотрудникам;
  • материальные затраты;
  • социальные отчисления;
  • амортизация;
  • иные расходы.

Организацию ведения учета расходов по статьям затрат компания разрабатывает самостоятельно на основе своих приоритетов.

5. СТАТЬИ ЗАТРАТ В БУХУЧЕТЕ: ПРОЧИЕ РАСХОДЫ

Прочие расходы компании не связаны с ее обычной деятельностью (раздел III ПБУ № 10/99). Положение по бухучету выделяет три основные группы таких расходов.

Группа № 1 отражает доходы от прочей деятельности компании. Подобные затраты появляются, когда компания:

  • пользуется услугами кредитных организаций (расходами будет считаться стоимость оказанных услуг);
  • оформляет займы и кредиты (в этом случае, прочие расходы – проценты за пользование чужими деньгами);
  • предоставляет в пользование свои активы (затраты на содержание этих активов – это и есть прочие расходы);
  • продает, списывает, выводит из обращения свои основные средства (соответственно, расходами будут считаться затраты на выбытие, списание и продажу ОС);
  • за оплату предоставляет авторские и интеллектуальные права;
  • принимает участие в уставном капитале других фирм;
  • осуществляет резервирование средств (проведение оценки, услуги третьих лиц по формированию резервов – это все прочие расходы).

Группа № 2 включает затраты на:

  • благотворительность;
  • уценку активов;
  • убытки на разнице курсов;
  • списание просроченной дебиторской задолженности;
  • покрытие убытков сторонним компаниям;
  • оплата штрафов, неустоек, пеней.

Группа № 3 – это расходы, понесенные от возникновения форс-мажорных (чрезвычайных) обстоятельств.

6. СТАТЬЯ ЗАТРАТ В НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ

Для осуществления налогового учета принята такая группировка затрат (статья 252 НК РФ):

  1. Производственные затраты, связанные с процессом реализации продукции.
  2. Все остальные расходы, не включенные в пункт № 1 (внереализационные издержки).

Статьи затрат являются базой налогового учета в программе 1С 8.3 Бухгалтерия. Помимо этого, статьи затрат используются во время сверки заполнения декларации по налогу на прибыль.

rounded-in-photoretrica-49.webp

Законодательство, регулирующее бухгалтерский учет, делит расходы предприятия на две большие группы: относящиеся к обычной деятельности предприятия и иные расходы. Расходы, относящиеся к обычной деятельности, в свою очередь, подразделяются на элементные группы. А объединение расходов по статьям затрат организация выполняет самостоятельно. Полый список затрат компании формируется из основного и дополнительного списков.

Шпаргалка

Шпаргалка для бухгалтера

  • Чек-лист по расчету чистых активов
  • Инструкция по работе с чистыми активами
Скачать

Похожие статьи

  • Регистрация, ликвидация, внесение изменений в ООО ( все про ООО)
  • 01.09.2023

Расчет чистых активов по балансу

  • Счета бухгалтерского учета
  • 01.09.2023

Как устроен бухгалтерский баланс (пример)

  • Документы (акты, счета, упд)
  • 02.11.2023

Ответ на досудебную претензию: образец

  • Счета бухгалтерского учета
  • 06.02.2024

Внеоборотные и оборотные активы: состав и учет

  • Счета бухгалтерского учета
  • 26.09.2023

Счет 44 бухучета: особенности и проводки

  • Счета бухгалтерского учета
  • 24.02.2024

Анализ и оценка бухгалтерского баланса

  • Комментарии
Загрузка комментариев...