1. ЧТО ЗНАЧАТ СТАТЬИ ЗАТРАТ
Стоимость затраченных ресурсов на выпуск и сбыт выпускаемой фирмой продукции за определенный временной период – это затраты. Список статей затрат формируется сотрудниками бухгалтерии, статьи объединяются по определенным принципам. Выделяют основной и дополнительный списки по затратам.
Иными словами, статьи затрат в бухучете – это совокупность ресурсов предприятия, используемых в ходе производства и эксплуатации, по какому-либо признаку. Грамотно сформированные статьи затрат выступают базой для обобщения информации о себестоимости произведенной продукции, оказанных услуг, выполненных работ. Существует большое количество классификаций затрат по разным признакам. Каждая из них имеет свои особенности и составляющие. Это и называют, как правило, статьями затрат.
2. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПИСКА СТАТЕЙ ЗАТРАТ
На практике выделяют два принципиально разных подхода к организации учета затрат: подход бухгалтерский и налоговый. В этой главе мы затронем первый подход.
С точки зрения бухгалтерии все затраты компании условно можно разбить на две крупные статьи расходов: связанные с производством и реализацией продукции и внереализационные расходы.
Расходы, имеющие отношение к обычной деятельности организации, в свою очередь можно поделить на более мелкие доли:
- на покупку товарно-материальной базы, задействованной в основной деятельности компании (их еще называют пред производственными затратами);
- непосредственно производственные (завязанные на целевой деятельности компании);
- управленческие;
- коммерческие.
Группа расходов по обычным видам деятельности в процессе планирования сотрудниками бухгалтерии (на основе пункта 8 ПБУ 10/99) делится на следующие элементы расходов:
- на покупку, логистику и хранение материалов;
- на заработную плату сотрудникам компании;
- на социальное и обязательное пенсионное страхование сотрудников;
- амортизационные расходы основных средств;
- иные расходы.
Группировка затрат по элементам прописана в законодательстве, а вот разбивку затрат по статьям компания может выполнить самостоятельно, полагаясь на собственные потребности управленческого учета. Для большинства отраслей экономики разработаны либо обязательные, либо рекомендованные к исполнению принципы разнесения расходов по статьям затрат.
2.1. ПОЛОЖЕНИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ 10/99 «РАСХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ»
Положение прописывает порядок учета расходов. Так, например, пункт 8 документа приводит классификацию расходов по обычной деятельности предприятия, которая сгодится и для выделения статей затрат. Такое объединение будем называть «статьи затрат по элементам». Пункты Положения 10/99 под номерами 7 и 9 позволяют выделить в списке затрат еще три группы.
Получается список статей затрат по выполняемым функциям: производственные, коммерческие, управленческие.
Выделение статей затрат внутри каждой организации – задача работников экономического и бухгалтерского отделов. Они формируют статьи затрат и закрепляют их внутренним регламентом (к примеру учетной политикой) для эффективного планирования, учета, анализа и оптимизации потребляемых ресурсов.
2.2. POWER BI: ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКА СЦЕНАРИЕВ СОКРАЩЕНИЯ ЗАТРАТ
Это специальный инструмент, помогающий отыскать пути оптимизации основных расходов. Интерактивная аналитическая панель в Power BI позволяет проработать различные сценарии снижения затрат.
К примеру:
- отложить в сторону пару инвестиционных проектов, но сохранить штат в полном объеме;
- завершить начатый ремонт производственных станков, пожертвовав при этом частью работников;
- уменьшить или совсем исключить маловажные расходы с целью проведения маркетинговых мероприятий, которые могут принести дополнительный доход.
Программа позволяет оценить изменения итогового результата, исходя из установленных параметров оптимизации затрат.
2.3. ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ
Формирование статей затрат в плане счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности фирмы осуществляется посредством системы счетов.
Перечислим затратные счета:
- счет 20 «Основное производство»;
- счет 23 «Вспомогательное производство»;
- счет 25 «Общепроизводственные расходы»;
- счет 26 «Общехозяйственные расходы»;
- счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»;
- счет 44 «Расходы на продажу».
Подобный подход к определению перечня статей затрат называют «по центрам ответственности и местам возникновения». Такая классификация позволяет рассмотреть общие затраты в разрезе различных производств, сбыта и управления, помогает четко нарисовать границы затрат по методу их занесения в себестоимость. Затраты ресурсов, напрямую относящиеся к счету 20 (изначально включенные в себестоимость продукта, услуги или работы), являются прямыми затратами.
К косвенным затратам относится все, что требует:
- отнесения на аналитические счета двадцатого счета записями Дебет 20 Кредит 23, 25, 26, 29;
- предварительного откладывания в течение месяца на прочих счетах (из тех, что были обозначены выше, это 23, 25, 26, 29);
- дальнейшего разнесения в разрезе видов продукции по итогам месяца пропорционально используемой компанией базе.
2.4. ОТРАСЛЕВЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ИНСТРУКЦИИ ПБУ 1/2008 «УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ»
Документов подобного плана было выпущено достаточно много, некоторые из них составлены во времена СССР. До сих пор они используются на предприятиях, ведь кардинально подход к формированию бюджета, расчету себестоимости и подготовке смет не изменился.
ПБУ 1/2008 являет собой положение по бухучету, устанавливающее принципы формирования (выбора и разработки) и раскрытия учетной политики предприятий (юридических лиц по законам РФ, исключение – кредитные компании и фирмы).
Выделение статей затрат должно быть ориентировано в первую очередь на то, каким образом будут внедряться аналитические данные в дальнейшем. Если эти данные в будущем не найдут применения, то:
- либо нет необходимости повышать трудоемкость учетных операций по затратам, занося дополнительные субсчета, субконто, отчеты и прочее;
- либо стоит задуматься над эффективностью самой системы принятия управленческих решений в компании.
Любая информация должна работать – это ключевой принцип создания информационных потоков, и статьи затрат не стали исключением из этого правила.
Прочитайте статью до конца и получите бонус: полезные материалы для бухгалтера
3. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ
По основным направлениям деятельности затраты классифицируются следующим образом:
- на принятие управленческих решений, составление планов и прогнозов;
- для расчета себестоимости и финансовых результатов;
- для регулирования и контролирования.
Распределение затрат по видам, позволяет разнести их по счетам бухучета:
- прямые расходы (основные);
- косвенные расходы (накладные).
Бывает так, что основные расходы по первой классификации оказываются косвенными расходами по второй классификации. К примеру, амортизация оборудования при производстве нескольких типов продукции.
3.1. ЗАТРАТЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ И ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Затраты, завязанные на расчете себестоимости и определении финансовых результатов компании, подразделяются на:
- Прямые, то есть непосредственно относящиеся к производимой продукции, реализуемому товару или оказываемой услуге. Это расходы на конкретный продукт;
- Косвенные, то есть те расходы, которые нельзя напрямую включить в стоимость продукции. Они группируются отдельно, распределяясь в дальнейшем по номенклатурным позициям, согласно установленных учетной политикой предприятия правил. Например, заработная плата вспомогательного персонала, выплаты по отпускам, обслуживание станков и т.д.
3.2. ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Затраты, связанные с принятием управленческих решений, классифицируются по принципу:
- Затраты на выпуск продукции;
- Постоянные затраты и периодические. Постоянные затраты не меняются даже при колебаниях объемов выпускаемой продукции. Переменные затраты зависят от количества выпускаемой продукции;
- Нормативные и фактические затраты. Нормативные затраты определяются по нормативам на единицу продукции. Фактические расходы, это те, которые тратятся при производстве продукции;
- операционные (коммунальные расходы, транспортные, на материалы, машины и механизмы, арендную плату, рекламу) и административные (кредиты, займы, налоги, иные непредвиденные расходы);
- Релевантные (зависящие от принятого управленческого решения) и нерелевантные (независящие от принятого управленческого решения);
- Альтернативные (зависят от принятого решения и отказа от другого варианта развития) и безальтернативные.
Продолжать список можно еще долго.
3.3. ЗАТРАТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ
Также затраты можно группировать по признаку контроля и регулирования:
- контролируемые затраты, на которые можно повлиять и проконтролировать;
- неконтролируемые затраты, которые не поддаются контролю и повлиять на них также не получится.
4. СТАТЬИ ЗАТРАТ В БУХУЧЕТЕ: РАСХОДЫ ОБЫЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
К расходам обычной деятельности компании приписываются расходы, идущие на изготовление и реализацию выпускаемой продукции, покупку и продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг (пункт 5 ПБУ 10/99).
Приведем пример группировки для расходов по обычным видам деятельности (пункт 8 ПБУ 10/99):
- расходы на выплату заработной платы сотрудникам;
- материальные затраты;
- социальные отчисления;
- амортизация;
- иные расходы.
Организацию ведения учета расходов по статьям затрат компания разрабатывает самостоятельно на основе своих приоритетов.
5. СТАТЬИ ЗАТРАТ В БУХУЧЕТЕ: ПРОЧИЕ РАСХОДЫ
Прочие расходы компании не связаны с ее обычной деятельностью (раздел III ПБУ № 10/99). Положение по бухучету выделяет три основные группы таких расходов.
Группа № 1 отражает доходы от прочей деятельности компании. Подобные затраты появляются, когда компания:
- пользуется услугами кредитных организаций (расходами будет считаться стоимость оказанных услуг);
- оформляет займы и кредиты (в этом случае, прочие расходы – проценты за пользование чужими деньгами);
- предоставляет в пользование свои активы (затраты на содержание этих активов – это и есть прочие расходы);
- продает, списывает, выводит из обращения свои основные средства (соответственно, расходами будут считаться затраты на выбытие, списание и продажу ОС);
- за оплату предоставляет авторские и интеллектуальные права;
- принимает участие в уставном капитале других фирм;
- осуществляет резервирование средств (проведение оценки, услуги третьих лиц по формированию резервов – это все прочие расходы).
Группа № 2 включает затраты на:
- благотворительность;
- уценку активов;
- убытки на разнице курсов;
- списание просроченной дебиторской задолженности;
- покрытие убытков сторонним компаниям;
- оплата штрафов, неустоек, пеней.
Группа № 3 – это расходы, понесенные от возникновения форс-мажорных (чрезвычайных) обстоятельств.
6. СТАТЬЯ ЗАТРАТ В НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ
Для осуществления налогового учета принята такая группировка затрат (статья 252 НК РФ):
- Производственные затраты, связанные с процессом реализации продукции.
- Все остальные расходы, не включенные в пункт № 1 (внереализационные издержки).
Статьи затрат являются базой налогового учета в программе 1С 8.3 Бухгалтерия. Помимо этого, статьи затрат используются во время сверки заполнения декларации по налогу на прибыль.
Шпаргалка для бухгалтера
- Чек-лист по расчету чистых активов
- Инструкция по работе с чистыми активами