В современном бизнесе ни для кого не секрет, что важной составляющей успеха является умение эффективно управлять финансами. Один из основных аспектов этого процесса – правильное ведение кассовой деятельности. Кассовый разрыв – это проблема, с которой сталкиваются многие предприниматели и руководители компаний.
Независимо от причины, кассовый разрыв может оказаться серьезной угрозой для финансовой стабильности компании.
Что такое кассовый разрыв.
Кассовый разрыв — это временная нехватка денег на обязательные расходы. Например, вы должны оплатить аренду помещения или перечислить зарплату, а денег нет, потому что клиент вовремя не оплатил счета. От таких ситуаций не застрахован даже прибыльный бизнес.
Это может произойти по разным причинам, например, из-за неправильного расчета потребностей в деньгах или задержек в поступлении денег от клиентов. Кассовый разрыв может серьезно повлиять на финансовое состояние компании, вызвать проблемы с выполнением финансовых обязательств и ухудшить деловую репутацию.
Кассовый разрыв – это состояние компании, когда нет денежных средств на погашение обязательной статьи расходов. Например: на зарплату сотрудникам, налоги, арендные платежи. Т. е. отложить выплаты на потом в указанной ситуации не получится. Это повлечет за собой не только недоверие со стороны сотрудников, но и увеличит сумму по другим обязательным платежам. Кассовый разрыв не равен банкротству организации. Закрываться не нужно.
Причины появления кассовых разрывов.
Причины появления кассовых разрывов могут быть различными и варьироваться в зависимости от конкретной ситуации. От таких ситуаций не застрахован даже прибыльный бизнес. Можно столкнуться с кассовым разрывом и когда активно развивается бизнес: например, инвестированы все свободные деньги в открытие новой точки, на закупку оборудования, а потом столкнулись с контрагентом-неплательщиком. Причины кассового разрыва могут быть связаны с разными ситуациями, в том числе с сезонностью бизнеса, долгами перед контрагентами или клиентами, ошибками в закупках.
Формула и пример расчета кассового разрыва.
Формула расчета кассового разрыва позволяют предпринимателям и финансовым специалистам оценить свою текущую финансовую ситуацию и принять меры для избежания недостатка денежных средств.
Расчет кассового разрыва делают по формуле:
· ДС + П − Р = ОДС, где ДС — остаток денег на начало дня, П — поступления в течение дня, Р — расходы, ОДС — остаток денег на конец дня.
Если получилось отрицательное значение ОДС, значит, у бизнеса есть разрыв. Если в компании нет конкретного платежного дня, расчет можно делать каждый день.
В формулу можно добавить срочные незапланированные платежи. Например, перегорели световые лампы, а запаса нет на производстве и пришлось вызывать электрика и появились дополнительные расходы при доставке заказа. К таким платежам можно отнести 5—10% от суммы оплат в расчетном периоде. Тогда считать надо так:
· ДС + П − Р − (Р × 10%) = ОДС
Что делать при кассовом разрыве.
Чтобы избежать кассового разрыва, необходимо тщательно планировать потоки наличности, устанавливать эффективные системы контроля за платежами и своевременно привлекать финансирование от сторонних источников при необходимости. Также полезно осуществлять периодический анализ финансовых потоков и корректировать стратегии управления кассой для максимальной эффективности.
Чтобы не попадать в кассовые разрывы, рекомендую начать планировать поступления и расходы и вести платежный календарь: он поможет заранее увидеть возможный кассовый разрыв и что-то предпринять.
Обезопасить бизнес поможет финансовая подушка. Она пригодится не только при форс-мажорах, но и при любых непредвиденных тратах.
Очень важно подобрать подходящий для вашего бизнеса финансовый инструмент- это может быть овердрафт, заем или факторинг.
Как избежать кассового разрыва: семь шагов.
Кассовый разрыв является серьезной проблемой для многих компаний, особенно для тех, которые имеют большое количество операций.
Риск кассового разрыва существует всегда, но есть несколько способов снизить его вероятность.
Это: подключить электронный документооборот — ЭДО, вести платежный календарь, накопить финансовую подушку и контролировать дебиторскую задолженность. Чем больше мер принято, тем меньше рисков уйти в разрыв.
Чтобы не оказаться в кассовом разрыве, нужно продумать и просчитать финансовую модель бизнеса, спланировать траты и правильно расставлять приоритеты по оплате расходов.
1. Анализировать текущие процессы. Изучить текущие методы учета и контроль денежных средств. Выявить слабые места, которые могут привести к кассовому разрыву.
2: Обновить системы учета. Рассмотреть возможность внедрения автоматизированной системы учета денежных средств. Это позволит повысить точность и эффективность процесса учета.
3. Планировать расчёты с поставщиками, стараться брать от клиентов предоплату и давать минимально возможную отсрочку.
4. Завести платёжный календарь или вести учёт финансов в автоматизированном сервисе.
5. Сделать график расходов и включить в него деньги на непредвиденные расходы.
6. Чтобы закрыть кассовый разрыв, постараться договориться с внешними контрагентами.
7. Можно выдать своему бизнесу беспроцентный заём. Или взять краткосрочный кредит или попросить у банка овердрафт.
Если кассовый разрыв случается часто, пересмотрите финансовую модель бизнеса.