1. ПОНЯТИЕ АФФИЛИРОВАННЫХ ЛИЦ
Аффилированные лица – это любые лица, оказывающие какое-либо влияние на предпринимательскую деятельность. Простыми словами – это лица или группа лиц, от которых зависят решения в компании.Зачем и для чего нам их искать?! Все просто – только для того, чтобы обеспечить и себе и другим здоровую конкуренцию при ведении бизнеса, ну и конечно, чтобы помочь нашему государству в борьбе с монополизмом. Обычно аффилированные лица – это руководители предприятия, собственники фирмы. Понятие об аффилированных лицах закреплено федеральным законом «О защите конкуренции» статья 4.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ АФФИЛИРОВАННЫХ ЛИЦ
Какие же бывают аффилированные лица:- Филиалы (международные и корпоративные). Само собой разумеется, что филиалы компаний подчиняются головной компании и головная компания может влиять на процесс принятия решения в филиале. Соответственно головная компания является аффилированным лицом для филиала. А все компании холдинга представляют собой аффилированные организации. При этом существуют компании, которые на прямую не являются филиалами, но владеющие значительной долей а уставном капитале (законодательно сейчас установлена планка в 20%).
- Розничные аффилированные лица – сравнительно новый вид аффилированных лиц. Это различные маркетплейсы (ОЗОН, ВАЛБЕРИС и тд). Маркетплейс – аффилированная фирма. Но не только. Имеются в виду площадки, от которых зависит более 50% выручки компании-производителя или продавца. В этом случае продавец становится зависим от воли площадки. Тут вспоминаются забастовки точек выдачи товаров Валберис, например, или продавцов, работающих с этой площадкой, по поводу новых штрафов. Валберис в этом случае аффилированное лицо. Но тут скорее объективные причины и понятие аффилированности имеет нейтральный фон (формально никому не мешает и не вредит, продавцы могут разнообразить свой бизнес и искать другие пути продажи).
- Скрытые третьи лица, на прямую не участвующие в капитале компании, но оказывающие влияние на деятельность компании. Могут быть как обычным физ. лицом, так и юридическим лицом. Это могут быть родственники, материнские компании, на прямую не входящие в состав холдингов, но от решений которых зависит деятельность компаний. Это могут быть госслужащие, политики, другие публичные должностные лица. Как раз для выявления таких лиц и существует процедура выявления аффилированности.
- Официальные лица компании – это руководители и собственники фирм.
3. ПРИЗНАКИ АФФИЛИРОВАННОСТИ
- чтобы вышеупомянутая «связь» оказывала влияние именно на деятельность, связанную с ведением бизнеса;
- про самих лиц: лица, оказывающие влияние – любые (от физических до юридических лиц), а вот лица, на которых оказывается влияние – юридические лица и индивидуальные предприниматели.
4. КАКИМ ОБРАЗОМ ВЕДЕТСЯ СПИСОК АФФИЛИРОВАННЫХ ЛИЦ
Вести в обязательном порядке список аффилированных лиц обязаны все юридические лица. Но обязанность по публикации таких списков есть только у ОАО и АО. Это исходит из открытости их деятельности и обращением акций таких компаний на бирже ценных бумаг. Остальные компании ведут списки самостоятельно и предоставляют его по требованию. Обычно он совпадает со списком учредителей компании и руководителей компании. По форме список представляет собой следующую таблицу:Образец списка аффилированных лиц компании
№ п.п. |
Наименование |
Идентификационные данные (Паспорт РФ для физ лиц, ИНН, ОГРН или ОГРИП для юр лиц) |
Основание включения в список, дата |
|
|
|
|
Чаще всего списки аффилированных лиц запрашивают в банке при оформлении кредита или другой сделки. Однако, рекомендовано запрашивать списки при любых сделках, так как определение аффилированности помогает оценить риски работы с компанией (налоговые, риски не оплаты, правовые риски).
5. КАК ПРОВЕРИТЬ АФФИЛИРОВАННЫХ ЛИЦ КОНТРАГЕНТА. СДЕЛКИ С АФФИЛИРОВАННЫМ ЛИЦОМ.
Допустим, мы покупаем у ООО землю. Заключаем договор купли-продажи. Сделка прозрачная, документы на землю в порядке. Цена хорошая. Берем! Спустя год сделку признают недействительной. Земля уходит, деньги не возвращаются. В чем причина? Продавец приобрел землю у аффилированного лица, которого признали банкротом, а сделку оспорили, так как аффилированность продавца и покупателя является признаком недействительности сделки. Помимо признания сделки банкрота с аффилированным лицом недействительной, есть и другие последствия аффилированности:
- Финансовые — это не возможность оценить финансовое положение контрагента, так как в реальности мы видим лишь часть бизнеса.
- Правовые – не приведут ли сделки с данным контрагентом к уголовной ответственности (потянут за собой, так сказать), к административной (штрафы), гражданской.
- Налоговые риски – сделки с компанией, не действующей по своей воле, могут также признать недействительными и обнулить налоговые вычеты (по НДС, по прибыли, УСН и тд).
- Репутационные риски – работа с компанией, нарушающей законодательство РФ в области аффилированности, приведет к пристальному вниманию со стороны проверяющих органов.
- Кто еще кроме директора принимает решения в компании?
- Кто получает доход от деятельности фирмы?
- Кто является крупнейшим поставщиком и покупателем компании? Какая у них доля в выручке?
- Кому принадлежит имущество компании (техника, здания если имеются)?
- Каким образом были заключены договора? Как нашли крупных покупателей? Как заключали крупные договора (очень полезный вопрос и в плане получения опыта)?
- Как часто появляется учредитель компании? Интересуется ли деятельностью фирмы? Проводят ли аудит для собственника?
- Кто и как ведет бухгалтерию компании?
Как бонус: определение реальных центров принятия решения в компании поможет и согласовать наилучшие условия для себя. Ведь одно дело обсуждать условия с человеком зависимым, а другое найти реально принимающего решения человека.
6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АФФИЛИРОВАННЫХ ЛИЦ
«Официальные» аффилированные лица – руководители, собственники, головные компании, маркетплейсы имеют четкий список обязанностей, определенных в уставе компании, уставе холдинга, правилах работы маркетплейсов. Ответственность также понятна – это субсидиарная ответственность. Так если компания-продавец не может рассчитаться по заработной плате с сотрудниками, например, и при этом у нее есть дебиторская задолженность (ей должны) маркетплейса, то маркетплейс вполне могут привлечь к субсидиарной ответственности (полностью погасить долги компании-продавца или частично в пределах дебиторской задолженности).«Скрытые» аффилированные лица могут понести уголовную ответственность, в зависимости от степени влияния и последствий такого влияния. Так госслужащий, управляющий ООО через своего друга, может быть привлечен к уголовной ответственности. Также возможна субсидиарная ответственность.
7. ЧТО УЧЕСТЬ, КОГДА ЗАКЛЮЧАЕШЬ СДЕЛКУ СО СВОИМ АФФИЛИРОВАННЫМ ЛИЦОМ
Поэтому если Вы руководитель компании и вынуждены совершить сделку с аффилированным лицом, необходимо оценить риски. Тут, на самом деле, есть группа вопросов, на которые нужно найти ответ при любой сделке:
- Какая конечная цель сделки?
- Адекватная ли цена сделки? Возможно ли это подтвердить независимой оценкой?
- Откуда взялся предмет сделки (земля, товар и тд)?
- Можно ли документально подтвердить источники финансирования сделки? И изначальной покупки предмета сделки?
- Каково финансовое положение аффилированного лица? Могут ли сделку оспорить? И кто это может сделать?
- Не нанесет ли совершение сделки вред бизнесу? Не приведет ли она к «выводу» активов из бизнеса?
- Как обезопасить себя и компанию от налоговых рисков? Уголовных?
- Можно ли отказаться или избежать совершения сделки?
8. ВЗЫСКАНИЕ ДОЛГОВ ДОЧЕРНЕГО ОБЩЕСТВА С ОСНОВНОГО
В случае с филиалом все предельно просто – он создается с определенной целью и фактически не является самостоятельной единицей. Да, он имеет свое управление в лице руководителя филиала, но создается на средства головной организации, не имеет собственного ИНН, и легко расформировывается, «объединяясь» с основной компанией. Более сложные отношения между самостоятельным юридическим лицом и головной компанией. Формально, между такой дочерней компанией и другими членами холдинга рыночные отношения: услуги осуществляются на возмездной основе, имущество берется в аренду и тд. Но все решения фактически принимаются коллегиально, есть общая консолидированная отчетность. Обычно отношения между членами холдинга и головной организацией закрепляются в соглашении или договоре об управлении. Конечно, как в любой группе, возможны и конфликты и споры между компаниями. Существуют случаи, когда дочерняя компания является убыточной. Связано это может быть с «вытягиванием» всех ресурсов с дочерней компании в основную (косвенный признак наличия холдинга является ежегодная убыточность компании). Таким образом уменьшается налоговая нагрузка. Возможны и ситуации когда дочерняя компания даже не имеет минимальных средств к существованию. Что в таком случае может предпринять руководитель дочерней компании?
Все зависит от Устава компании и его полномочий. В Уставе изначально может быть прописано ограничение на судебные разбирательства без согласования собственников компании. Могут быть и другие ограничения. Тогда спор в принципе невозможен и стоит задуматься – а не перевешивают ли риски уголовного преследования плюсы от работы в такой компании или с такой компанией. Конечно, в случае банкротства, скорее всего головная компания будет привлечена к субсидиарной ответственности, но судебные разбирательства и банкротство может длиться годами.
Если же ограничений нет, то формально внутри группы возможны взыскания долгов, но опять же в случае доказанной аффилированности, такие операции могут быть признаны фиктивными. В целом, такие разбирательства внутри холдинга практически исключены, так как имеется взаимосвязь компаний. Чаще всего таки проблемы решаются в досудебном порядке.
9. ОТЛИЧИЯ БЕНЕФИЦИАРОВ, АФФЕЛИРОВАННЫХ И ВЗАИМОЗАВИСИМЫХ ЛИЦ
Помимо аффилированных лиц существует еще два смежных понятия. Это бенефициарный владелец и взаимосвязанные лица.Бенефициар – это конечный выгодоприобретатель. То есть лицо, которое в конечном счете забирает всю прибыль. Также может быть юридическим и физическим лицом. Чаще всего совпадает со списком аффилированных лиц компании, и списком учредителей. Это в обычной компании. Опять же могут быть «скрытые» бенефициары – риски идентичны рискам от «скрытых» аффилированных лиц. В целом все как и по аффилированным лицам, смысл самих лиц разный: если аффилированные лица – это лица которые имеют влияние, то бенефициары – это лица, которые забирают весь кеш (прибыль от дятельности, результаты работы направлены на создание какой то выгоды такого лица).
Взаимосвязанные лица – это лица имеющие равную зависимость. Они аффилированы друг с другом. Это могут быть дочерние компании внутри холдинга, бизнес партнеры, родственники занимающиеся одним видом деятельности, юридические лица связанные одним учредителем и имеющие общие бизнес интересы (работают в одной сфере, занимают друг другу средства и тд).
Риски, ответственность (субсидиарная) – все о чем мы говорили на счет аффилированных лиц, все относится и к бенефициарам, и к взаимосвязанным лицам.
Характеристика |
Бенефициар |
Аффилированное лицо |
Взаимосвязанные лица |
Понятие |
Конечный выгодопреобретатель от деятельности компании, реальный владелец |
Лицо, имеющее влияние на принимаемые решения |
Лица, имеющие взаимное влияние друг на друга при принятии решений в компаниях |
Ответственность при банкротстве |
Субсидиарная |
||
Ведение списков |
Обязательное, чаще всего все эти лица совпадают и представляют собой собственников компании и их фирмы, чаще всего требует банк |
Шпаргалка для бухгалтера
- Бухгалтерский баланс
- Примеры пояснений
- Отчет о движении денежных средств
- Отчет об изменениях капитала
- Отчет о финансовых результатах