Инвентаризационная опись основных средств

Когда нужно свести годовой плановый или предпродажный внеплановый баланс, заполняют форму ИНВ-1. В ней фиксируют информацию по основным средствам.

Рассказываем, как составить эту опись.


Инвентаризационная опись основных средств: порядок оформления

Для проведения инвентаризации создается комиссия и издается приказ. Сама процедура несложная, но требует знания отдельных нормативных актов.

Основные моменты проведения инвентаризации описаны в «Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

Итоги инвентаризации нужно правильно оформить. Для этого используют унифицированный бланк инвентаризационной описи основных средств ИНВ-1, утвержденной постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88.

Важно! С 01.01.2022 вступил в силу ФСБУ 27/2021 "Документы и документооборот в бухгалтерском учете", в котором устанавливается перечень реквизитов первичных документов, их форматы в электронном виде и порядок работы с ними. А с 01.01.2024 года в силу вступает положение о том, что документы следует хранить только на территории РФ.

Инвентаризационная опись ИНВ-1 составляется в 2 экземплярах по каждому месту хранения основных средств. В ней заполняется информация о фактическом наличии объектов и об отсутствии их.

Опись основных средств нужно составлять отдельно по основным средствам производственного и непроизводственного назначения, а также по собственному и арендованному имуществу. Для описи арендованного имущества оформляется дополнительная ведомость для арендодателя.

Инвентаризационная опись основных средств: образец и пример заполнения ИНВ-1

Ниже рассмотрим как заполнить описи для основных средств в собственности компании и ОС арендованных у другого предприятия.

Образец заполнения ИНВ-1 для ОС в собственности компании

ИНВ1 для ОС в собственности компании оформляется в 2-х экземплярах.

В этом варианте прочерками оформляются: колонки 3-5 и позиции, не имеющие паспорта и заводского номера. Год выпуска можно не заполнять для оборудования ранее не состоявшего на учете. Если рабочая техника была доукомплектована (например, установка с башенным краном), описание комплектации следует указать во второй колонке.


ИНВ-1: образец заполнения, если ОС арендованы у другого предприятия

Для арендованных ОС опись оформляется в трех экземплярах:

·         для ответственного лица;

·         для бухгалтерии, составляющей общую отчетность;

·         для арендодателя, предоставившего основные средства.

Данные по последнему юрлицу обязательно вносят в форму в строку после местонахождения ОС. В столбцы 3-5 можно вносить данные по договорам аренды и лизинга.


Общие моменты

Обязательной для заполнения является «шапка» документа, в которую прописываются реквизиты организации, основания для проведения учетного мероприятия (приказ, постановление, распоряжения), дата начала инвентаризации. А вот раздел “вид операции” можно оставить пустым.

В ИНВ-1 войдет более чем 22 позиции. При необходимости вы допечатываете нужное количество экземпляров страницы №2.

Важно! Итоговые значения считаются как по текущей странице, так и по документу в целом.

Порядок заполнения инвентаризационной описи

Рассмотрим порядок заполнения ведомости ИНВ-1.

1.      Сначала оформляется «шапка» документа и все позиции товаров.

Не все поля обязательные для заполнения. Например, вид деятельности (код ОКОНХ), может пропускаться. Графа «Вид операции» часто пустует - не все организации официально используют систему кодов. Можно ничего не писать в строке «структурное подразделение». Важно! Где ничего не указываем - ставим прочерки или иные знаки отсутствия данных.

Здесь же следует указать всю информацию о документе, на основании которого проводится плановая или внеочередная проверка. 

Обязательно заполняем разделы:

·         дата проведения;

·         инициалы и должности членов комиссии;

·         что именно подлежит инвентаризации.

Важная часть этого этапа «расписка», в которую вносят информацию, что «к началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на основные средства сданы в бухгалтерию, и все основные средства, поступившие на мою (нашу) ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход». Нужно быть готовым предоставить причины списания и объяснительные (при необходимости). Под соответствующим пунктом МОЛ ставит свою подпись еще до начала всей процедуры.

2. Во время оценки заполняется наличие ОС, количество и их состояние.

Работа с  таблицей. Она включает основной смысл проведения сверки, так как в ней содержится подробный перечень всего, что входит в ТМЦ предприятия: сырье, детали и заготовки, готовая продукция, все товарные единицы, а также мебель, техника и прочий инвентарь, который имеет стоимость и находится на балансе.

Отметки делает комиссия при сопровождении сотрудника, несущего за проведение инвентаризации ответственность.

Важно! Запрещено заполнять ведомость, ориентируясь только на слова и заверения МОЛ. Всё нужно тщательно проверить, посмотреть, удостовериться и запротоколировать.

После проверки и подсчёта подводится итог: это делают постранично. Количество страниц зависит от того, насколько объемная номенклатура.

3. В последнюю очередь заполняют раздел с подписями материально ответственного лица (МОЛ) и членов комиссии.

Все члены инвентаризационной комиссии ставят свои подписи, подтверждая полученные сведения. Это же делает материально ответственный сотрудник.

Кто может входить в состав проверяющих:

·         администраторы;

·         бухгалтер;

·         люди, занимающие руководящие должности;

·         специалисты по соседнему цеху и пр.

Вот несколько важных требований по заполнению описи товарно-материальных ценностей:

·         вносить правки запрещено без присутствия МОЛ;

·         в составе комиссии всегда должны быть те же лица, которые были озвучены приказом;

·         сведения записываются только после реального обнаружения фактического наличия ТМЦ (не со слов кого-либо!).

Все результаты записываются на бумаге. Фиксируется как наличие, так и недостаток. На основании этого в дальнейшем будут составляться акты, которые подтверждают избыток или недостачу.

Следует обязательно указывать:

·         стоимость товарной единицы — от этого зависит, например, какая сумма будет высчитываться с сотрудника, ответственного за это;

·         код продукта — так проще по артикулу проводить все процедуры;

·         состояние, качество.

Если в формуляре (в таблице) остаются свободные столбцы, то их перечеркивают буквой Z. Это нужно для того, чтобы никто не мог вписать в опись ничего лишнего.

Порядок заполнения инвентаризационной описи на примере бланка ИНВ-1а

В бланке инвентаризационной описи по форме ИНВ-1 представляется информация о нематериальных активах организации.

По общему правилу, составляется 2 экземпляра описи. В «шапке» фиксируется информация о сроках проверки, а также о документах, на основании которых проводится инвентаризация. Также приводится расписка об оприходовании и списании НМА ответственными лицами.

В табличную часть инвентаризационной описи вносится информация по объектам в соответствии с данными бухучета и фактическим наличием. В случае возникновения отклонений факта от учетных данных это указывается в описи.

Образец заполнения инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей

Опись инвентаризации товарно-материальных ценностей по форме ИНВ-3 также составляется в 2 экземплярах. Заполнять ее можно с помощью компьютерной техники или вручную.

На 1-м листе перед таблицей материально-ответственные лица (МОЛ) ставят свои подписи.

Данные в графы 1–9 таблицы вносятся на основании имеющихся в организации сведений.

Графы 10 и 11 описи отражают фактическое наличие объектов, а значения в графах 12 и 13 проставляются по данным бухучета. При выявлении порчи объектов составляются акты, а обнаруженные отклонения вносятся в опись. После заполнения таблицы опись визируется комиссией и ответственными лицами.

Похожие статьи

  • Регистрация, ликвидация, внесение изменений в ООО ( все про ООО)
  • 01.09.2023

Расчет чистых активов по балансу

  • Счета бухгалтерского учета
  • 01.09.2023

Как устроен бухгалтерский баланс (пример)

  • Документы (акты, счета, упд)
  • 02.11.2023

Ответ на досудебную претензию: образец

  • Счета бухгалтерского учета
  • 06.02.2024

Внеоборотные и оборотные активы: состав и учет

  • Счета бухгалтерского учета
  • 24.02.2024

Анализ и оценка бухгалтерского баланса

  • Счета бухгалтерского учета
  • 26.09.2023

Счет 44 бухучета: особенности и проводки

  • Комментарии
Загрузка комментариев...