В жизни каждого предпринимателя может случиться ситуация, когда качество поставленного товара или услуги не соответствует заявленным характеристикам. В таких случаях важно правильно оформить акт несоответствия качества и знать, как действовать дальше, что и рассмотрим в нашей статье.
Действия при обнаружении несоответствий товара по количеству или качеству
При обнаружении расхождений в соответствии с пунктом 2 статьи 513 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует незамедлительно уведомить продавца. Затем требуется подготовить акт о некачественном товаре. Клиент может потребовать компенсации, замены некачественного товара. Для подготовки акта создается комиссия.
В каких случаях необходимо составить акт о несоответствии поставленного товара
При получении товара ответственный сотрудник должен обязательно сверить его характеристики с указанными в сопроводительных документах. Распространены случаи недовеса, нехватки частей, неверной комплектации, а также несоответствия качества товара ожидаемому, когда товар частично или полностью теряет свои свойства. В случае обнаружения таких расхождений, согласно п. 2 ст. 513 ГК РФ, следует немедленно сообщить об этом продавцу.
Бланк акта несоответствия качества товара
Видео-образец акта можно найти у нас на ютуб канале по ссылке!Документ, подтверждающий несоответствие товара – акт, оформленный группой лиц и указывающий на факт несоответствия товара требованиям. В случае обнаружения расхождений между фактическим качеством или количеством товара и данными, указанными в товарных накладных и другой сопроводительной документации, процесс приемки товара временно прекращается и оформляется акт о несоответствии товара, после чего полученный товар помещается в складское помещение или хранилище.
Как правильно заполнить акт о поставке товара ненадлежащего качества
Акт о некачественном товаре должен содержать следующие сведения:
-
В вводной части указываются:
-
состав комиссии, члены которой присутствовали при составлении акта;
-
условия, при которых был выявлен бракованный товар.
-
В основной части прописывается:
-
подробное описание дефектов, характер их возникновения;
-
количество единиц бракованного товара;
-
ссылки на нормативные акты, требования которых были нарушены;
-
стоимость товара;
-
способы и методы устранения дефектов;
-
действия организации, если дефекты невозможно устранить;
-
перечень лиц, виновных в том, что продукция оказалась непригодной к использованию.
Документ подписывает председатель и члены комиссии. В конце отражается окончательное решение, принятое руководителем предприятия.
Акт о выявленных недостатках товара по 44 ФЗ
В случае выявления недостатков товара (выполненных работ, оказанных услуг) по количеству, комплектности, объёму, качеству или безопасности требованиям, установленным контрактом, заказчик обязан:
-
Уведомить поставщика о выявленных недостатках.
-
Принять меры по обеспечению сохранности продукции и предотвращению дальнейшего ухудшения её качества и смешения с иным товаром.
-
Вызвать представителя поставщика для составления двустороннего акта о выявленных нарушениях (в случае отсутствия представителя поставщика в момент приемки).
-
Оформить факт выявленного несоответствия актом, подписанным обеими сторонами.
С момента подписания документа о приёмке товара все риски случайной гибели, утраты или повреждения товара переходят к заказчику, с этого же момента начинается отсчет срока гарантийных обязательств.
Составление акта осмотра товара ненадлежащего качества: образец
Акт о выявленных недостатках товара составляется при обнаружении низкого качества какой-либо продукции. Структура и содержание акта:
-
В начале документа следует отвести несколько строчек под резолюцию директора предприятия.
-
Затем акту присваивается номер и ставится дата его составления.
-
Далее идёт основной раздел, в который необходимо внести:
-
состав комиссии, которая участвует в составлении акта;
-
ссылку на документ, который послужил основанием для её создания (приказ или распоряжение руководителя организации);
-
основные идентификационные характеристики товара (его название, тип, номер, модель, количество, цену, дату поступления и т.д.);
-
выявленные недостатки.
-
Под таблицей нужно указать:
-
мероприятия, которые провела комиссия для того, чтобы найти дефекты (визуальный осмотр, разборку, экспертизу и т.п.);
-
ответственных лиц;
-
находился ли товар на гарантийном обслуживании;
-
какие в дальнейшем с ним необходимо произвести действия (отремонтировать, списать, вернуть поставщику и пр.).
В заключение акт должен быть подписан всеми членами комиссии и по необходимости проштампован.
Скачать акт о выявленных недостатках товара в формате word.
Создание комиссии
Для осмотра товара требуется создание компетентной комиссии, в которую нужно включить работников предприятия в составе не менее двух человек (желательно из разных структурных подразделений). Их образование, опыт и квалификация должны быть достаточными для того, чтобы провести визуальное исследование товара и сделать верные, обоснованные выводы о его состоянии.
В прямые обязанности членов комиссии входит формирование акта, в котором фиксируются все этапы и заключение о проведённом мероприятии. По результатам осмотра товара могут быть приняты разные решения:
-
товар может быть возвращён изготовителю (если обнаружен дефект, неисправность или брак, виновником которого он неоспоримо является);
-
товар может быть передан на более глубокое обследование – экспертизу (в случае, если визуальный осмотр недостаточен для каких-то выводов);
-
изделие может быть признано пригодным к использованию.
Форма акта о выявлении некачественного товара
Форма акта о выявленных недостатках товара не утверждена законодательством, его можно составить в свободной форме. Некоторые компании самостоятельно разрабатывают бланки документов и используют их при осуществлении хозяйственной деятельности. Для фиксации обнаруженных дефектов товаров можно использовать официальные формы, разработанные Госкомстатом РФ:
-
форма «ТОРГ-2» (для установления расхождений по количеству и качеству при приёмке ТМЦ);
-
форма «ТОРГ-3» (для установления расхождений по количеству и качеству при приёмке импортных товаров).
Акт составляют в трёх идентичных экземплярах. Один экземпляр остаётся в компании, получившей некачественный товар. Два других экземпляра вместе с претензией направляют поставщику и в транспортную компанию, осуществившую перевозку товаров.
Что необходимо указать в акте приемки товара с дефектами
Акт о некачественном товаре – это официальный документ, оформляемый на основе обнаруженных недостатков продукции после ее приобретения. В данном акте должна содержаться вся информация о товаре, продавце и покупателе, дате приобретения и выявления дефектов, а также перечень претензий и причин, по которым товар не отвечает условиям договора. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается обеими сторонами.
Пошаговая инструкция по составлению акта об обнаружении несоответствия качества продукции
Для составления акта о несоответствии качества поставленного товара необходимо выполнить следующие шаги:
-
В акте указываются:
-
реквизиты договора поставки;
-
наименование поставленного товара;
-
дата и место поставки;
-
подробные сведения обо всех участниках поставки;
-
состояние упаковки товара, наличие пломбировки и отправочных маркировок;
-
точные даты и время всех этапов поставки;
-
все расхождения между фактическим наличием товара по количеству, качеству, ассортименту и данными, заявленными в товаросопроводительных документах.
-
Подробно описываются выявленные недостатки:
-
недовложение;
-
бой;
-
повреждение;
-
пересортица и т.д.
-
Далее в акте указываются:
-
количество;
-
наименование;
-
цена;
-
общая стоимость товара.
-
В заключительной части акта комиссия делает вывод о возможных причинах выявленного несоответствия.
Акт подписывается всеми членами комиссии, проводившими приёмку товара.
Закон о защите прав потребителей при несоответствии качества товара
Согласно статье 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков вправе по своему выбору:
-
потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
-
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
-
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
-
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
-
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
По требованию продавца и за его счёт потребитель должен возвратить товар с недостатками. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причинённых ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Итак, правильное оформление акта несоответствия качества товара и знание своих прав позволит предпринимателям избежать убытков и успешно разрешать споры с поставщиками. Чтобы быть всегда в курсе актуальной бухгалтерской повестки, чаще читайте статьи на нашем сайте.