Акт несоответствия качества поставленного товара: возврат некачественного товара поставщику

В жизни каждого предпринимателя может случиться ситуация, когда качество поставленного товара или услуги не соответствует заявленным характеристикам. В таких случаях важно правильно оформить акт несоответствия качества и знать, как действовать дальше, что и рассмотрим в нашей статье.

Действия при обнаружении несоответствий товара по количеству или качеству

При обнаружении расхождений в соответствии с пунктом 2 статьи 513 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует незамедлительно уведомить продавца. Затем требуется подготовить акт о некачественном товаре. Клиент может потребовать компенсации, замены некачественного товара. Для подготовки акта создается комиссия.

В каких случаях необходимо составить акт о несоответствии поставленного товара

При получении товара ответственный сотрудник должен обязательно сверить его характеристики с указанными в сопроводительных документах. Распространены случаи недовеса, нехватки частей, неверной комплектации, а также несоответствия качества товара ожидаемому, когда товар частично или полностью теряет свои свойства. В случае обнаружения таких расхождений, согласно п. 2 ст. 513 ГК РФ, следует немедленно сообщить об этом продавцу.

Бланк акта несоответствия качества товара

Видео-образец акта можно найти у нас на ютуб канале по ссылке!

Документ, подтверждающий несоответствие товара – акт, оформленный группой лиц и указывающий на факт несоответствия товара требованиям. В случае обнаружения расхождений между фактическим качеством или количеством товара и данными, указанными в товарных накладных и другой сопроводительной документации, процесс приемки товара временно прекращается и оформляется акт о несоответствии товара, после чего полученный товар помещается в складское помещение или хранилище.

Как правильно заполнить акт о поставке товара ненадлежащего качества

Акт о некачественном товаре должен содержать следующие сведения:

  1. В вводной части указываются:

  • состав комиссии, члены которой присутствовали при составлении акта;

  • условия, при которых был выявлен бракованный товар.

  1. В основной части прописывается:

  • подробное описание дефектов, характер их возникновения;

  • количество единиц бракованного товара;

  • ссылки на нормативные акты, требования которых были нарушены;

  • стоимость товара;

  • способы и методы устранения дефектов;

  • действия организации, если дефекты невозможно устранить;

  • перечень лиц, виновных в том, что продукция оказалась непригодной к использованию.

Документ подписывает председатель и члены комиссии. В конце отражается окончательное решение, принятое руководителем предприятия.

Акт о выявленных недостатках товара по 44 ФЗ

В случае выявления недостатков товара (выполненных работ, оказанных услуг) по количеству, комплектности, объёму, качеству или безопасности требованиям, установленным контрактом, заказчик обязан:

  1. Уведомить поставщика о выявленных недостатках.

  2. Принять меры по обеспечению сохранности продукции и предотвращению дальнейшего ухудшения её качества и смешения с иным товаром.

  3. Вызвать представителя поставщика для составления двустороннего акта о выявленных нарушениях (в случае отсутствия представителя поставщика в момент приемки).

  4. Оформить факт выявленного несоответствия актом, подписанным обеими сторонами.

С момента подписания документа о приёмке товара все риски случайной гибели, утраты или повреждения товара переходят к заказчику, с этого же момента начинается отсчет срока гарантийных обязательств.

Составление акта осмотра товара ненадлежащего качества: образец

Акт о выявленных недостатках товара составляется при обнаружении низкого качества какой-либо продукции. Структура и содержание акта:

  1. В начале документа следует отвести несколько строчек под резолюцию директора предприятия.

  2. Затем акту присваивается номер и ставится дата его составления.

  3. Далее идёт основной раздел, в который необходимо внести:

  • состав комиссии, которая участвует в составлении акта;

  • ссылку на документ, который послужил основанием для её создания (приказ или распоряжение руководителя организации);

  • основные идентификационные характеристики товара (его название, тип, номер, модель, количество, цену, дату поступления и т.д.);

  • выявленные недостатки.

  1. Под таблицей нужно указать:

  • мероприятия, которые провела комиссия для того, чтобы найти дефекты (визуальный осмотр, разборку, экспертизу и т.п.);

  • ответственных лиц;

  • находился ли товар на гарантийном обслуживании;

  • какие в дальнейшем с ним необходимо произвести действия (отремонтировать, списать, вернуть поставщику и пр.).

В заключение акт должен быть подписан всеми членами комиссии и по необходимости проштампован.


Скачать акт о выявленных недостатках товара в формате word.


Создание комиссии

Для осмотра товара требуется создание компетентной комиссии, в которую нужно включить работников предприятия в составе не менее двух человек (желательно из разных структурных подразделений). Их образование, опыт и квалификация должны быть достаточными для того, чтобы провести визуальное исследование товара и сделать верные, обоснованные выводы о его состоянии.

В прямые обязанности членов комиссии входит формирование акта, в котором фиксируются все этапы и заключение о проведённом мероприятии. По результатам осмотра товара могут быть приняты разные решения:

  • товар может быть возвращён изготовителю (если обнаружен дефект, неисправность или брак, виновником которого он неоспоримо является);

  • товар может быть передан на более глубокое обследование – экспертизу (в случае, если визуальный осмотр недостаточен для каких-то выводов);

  • изделие может быть признано пригодным к использованию.

Форма акта о выявлении некачественного товара

Форма акта о выявленных недостатках товара не утверждена законодательством, его можно составить в свободной форме. Некоторые компании самостоятельно разрабатывают бланки документов и используют их при осуществлении хозяйственной деятельности. Для фиксации обнаруженных дефектов товаров можно использовать официальные формы, разработанные Госкомстатом РФ:

  • форма «ТОРГ-2» (для установления расхождений по количеству и качеству при приёмке ТМЦ);

  • форма «ТОРГ-3» (для установления расхождений по количеству и качеству при приёмке импортных товаров).

Акт составляют в трёх идентичных экземплярах. Один экземпляр остаётся в компании, получившей некачественный товар. Два других экземпляра вместе с претензией направляют поставщику и в транспортную компанию, осуществившую перевозку товаров.

Что необходимо указать в акте приемки товара с дефектами

Акт о некачественном товаре – это официальный документ, оформляемый на основе обнаруженных недостатков продукции после ее приобретения. В данном акте должна содержаться вся информация о товаре, продавце и покупателе, дате приобретения и выявления дефектов, а также перечень претензий и причин, по которым товар не отвечает условиям договора. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается обеими сторонами.

Пошаговая инструкция по составлению акта об обнаружении несоответствия качества продукции

Для составления акта о несоответствии качества поставленного товара необходимо выполнить следующие шаги:

  1. В акте указываются:

  • реквизиты договора поставки;

  • наименование поставленного товара;

  • дата и место поставки;

  • подробные сведения обо всех участниках поставки;

  • состояние упаковки товара, наличие пломбировки и отправочных маркировок;

  • точные даты и время всех этапов поставки;

  • все расхождения между фактическим наличием товара по количеству, качеству, ассортименту и данными, заявленными в товаросопроводительных документах.

  1. Подробно описываются выявленные недостатки:

  • недовложение;

  • бой;

  • повреждение;

  • пересортица и т.д.

  1. Далее в акте указываются: 

  • количество;

  • наименование;

  • цена;

  • общая стоимость товара.

  1. В заключительной части акта комиссия делает вывод о возможных причинах выявленного несоответствия.

Акт подписывается всеми членами комиссии, проводившими приёмку товара.

Закон о защите прав потребителей при несоответствии качества товара

Согласно статье 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков вправе по своему выбору:

  • потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

  • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

  • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

По требованию продавца и за его счёт потребитель должен возвратить товар с недостатками. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причинённых ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.


Итак, правильное оформление акта несоответствия качества товара и знание своих прав позволит предпринимателям избежать убытков и успешно разрешать споры с поставщиками. Чтобы быть всегда в курсе актуальной бухгалтерской повестки, чаще читайте статьи на нашем сайте.



Похожие статьи

  • Регистрация, ликвидация, внесение изменений в ООО ( все про ООО)
  • 01.09.2023

Расчет чистых активов по балансу

  • Счета бухгалтерского учета
  • 01.09.2023

Как устроен бухгалтерский баланс (пример)

  • Документы (акты, счета, упд)
  • 02.11.2023

Ответ на досудебную претензию: образец

  • Счета бухгалтерского учета
  • 06.02.2024

Внеоборотные и оборотные активы: состав и учет

  • Счета бухгалтерского учета
  • 24.02.2024

Анализ и оценка бухгалтерского баланса

  • Счета бухгалтерского учета
  • 26.09.2023

Счет 44 бухучета: особенности и проводки

  • Комментарии
Загрузка комментариев...