Акт инвентаризации

Инвентаризация один их важных процессов в организации, вне зависимости от того, чем компания занимается. Весь процесс регламентирован Приказом Минфина №52н  от 30 марта 2015 года. Инвентаризацию проводят по определенному алгоритму, в результате оформляется несколько документов.

1. МЕХАНИЗМ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

ИНВ.jpg

Перечислим виды инвентаризации:  

  • Полная инвентаризация – проверяют все ТМЦ, деньги, финансовые обязательства. Чаще всего проходит по итогам года. Но может быть проведена и по другим основаниям.

  • Частичная инвентаризация -  проверяют часть имущества по заданным характеристиками, по месту хранения или другому признаку.

  • Выборочная инвентаризация -  проверяются выборочно ТМЦ, ценности и основные средства. Так в ломбарде могут проверять наличие изделий определенной пробы. В магазине могут проверить деньги в кассе, на складе определенный артикул изделий. Если в процесс выявятся расхождения, руководство инициирует проведение полной инвентаризации 

  • Сплошная инвентаризация ценностей. Ее проведение предполагает проверку сразу всего имущества и ценностей, которые имеются во всех филиалах компании.

  • Плановая инвентаризация – проводится по плану в соответствии с учетной политикой организации.  Персонал  знает, когда она пройдет.  

  • Внеплановая инвентаризация – проводится по причине какого-то важного обстоятельства. Например, при смене материально ответственного лица, при обнаружении недостачи, при выявленных расхождениях, при чрезвычайно ситуации и т.д. Цель — выявить факты хищения, недостач, потерь. Персонал не знает, когда она начнется и не может подготовиться и скрыть факты хищений и недостач.

Сроки проведения инвентаризации определены  Положением о бухгалтерском учете и отчетности. Основные средства  проверяют раз в три года (см. п.  27 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н.)

Руководитель организации может сам решать сколько проверок нужно провести в для компании, Методические указания это не запрещают (см. пп. 2.1 п. 2 Методических указаний по инвентаризации).

Директор организации определяет: 

  • количество и даты мероприятий в отчетном году;

  • перечень проверяемого имущества;

  • финансовые обязательства при каждой проверке.

Начинается подготовка к проведению инвентаризации изданием приказа (форма ИНВ-22). Подробно о том, как подготовить приказ для проверки мы писали здесь:

https://finkor.ru/news/reporting/prikaz_o_provedenii_inventarizatsii_obrazets_planovaya_i_vneplanovaya_inventarizatsiya/

Выбирается комиссия, которая будет проводить инвентаризацию. Чаще всего в её состав входят руководители отделов или структурных подразделений, специалисты бухгалтерии, аудиторы, простые сотрудники. Руководитель сам решает, кто должен войти в состав комиссии. Допустимо включать в состав проверяющий  представителей сторонних независимых аудиторских организаций (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина от 13.06.1995 N 49).

Обязательно назначается председатель комиссии. Чаще всего заместитель директора или главный бухгалтер. Но если проверка происходит в структурном подразделении, то это может быть кто-то из местного руководства организации или специально вызванные для проверки сотрудники головного предприятия. Как правило,  в комиссию включают три человека, но так как законодательно не установлено количество членов комиссии, то руководитель решает этот вопрос индивидуально. Это может зависеть от вида проверки. 

Важно! Все члены комиссии, поименованные в приказе, должны присутствовать на проверке. Если хотя бы один из членов инвентаризационной комиссии не принял участие в проверке,  то результаты инвентаризации могут быть признаны недействительными (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина от 13.06.1995 N 49).

При проведении проверки присутствует и материально ответственное лицо. Это может быть человек, который в данный момент находится на рабочем месте,  или лицо, которое по своим должностным обязанностям отвечает за сохранность проверяемых ценностей. Материально ответственный работник составляет расписку о том, что все предметы проверки, которые находятся под его контролем,  описаны, оприходованы и готовы для инвентаризации (п.2.4 Приказа Минфина от 13.06.1995 г. №49).

Дата начала инвентаризации указана в приказе и комиссия именно в этот день начинает проверку. Важно соблюдать все детали, описанные в приказе, иначе мероприятие могут признать недействительным.

Проверка может проходить несколько дней, зависит от объема проверяемой продукции. Все обнаруженные расхождения обязательно фиксируются, по окончании инвентаризации составляется сличительная ведомость и акты расхождений. Материально ответственное лицо по результатам инвентаризации напишет пояснения, если выявлена недостача, пересортица или иное расхождение. 

2. КАКИЕ АКТИВЫ (ЦЕННОСТИ) ИНВЕНТАРИЗУЮТСЯ

Инвентаризируют разные ценности. Это зависит от вида деятельности организации и поэтому формы актов могут быть разные (см. п. 1.2 Постановления Госкомстата от 18.08.98). 

Во время проверки учитывают:

  • основные средства – составляют акт по форме ИНВ-1,

  • товары – акт по форме ИНВ-3,

  • нематериальные активы (товарные знаки, программы и пр.) – акт по форме ИНВ-1а,

  • материалы, отдельные элементы товаров,

  • денежные средства: наличные и  безналичные на банковских депозитах,

  • долговые обязательства организации.

За каждую группу материальных ценностей отвечает назначенное материально ответственное лицо. Для такого персонала в трудовом договоре прописывают все обязательства по матответственности. 

3. ФОРМА АКТА ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

Для инвентаризации утверждены унифицированные формы ИНВ (Постановление Госкомстата от 18.08.1998 № 88). Но организация может разработать свои описи и акты и утвердить их в учетной политике организации. 

4. ВИДЫ АКТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

В таблице собрали  унифицированные акты и описи инвентаризации, утвержденные Постановлением Госкомстата от 18.08.1998 № 88.

Номер формы/описи

Название формы

ИНВ-4

Акт инвентаризации товарно-материальных 

ценностей отгруженных

ИНВ-6

Акт инвентаризации товарно-материальных 

ценностей, находящихся в пути

ИНВ-8

Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них. 

ИНВ-9

Акт инвентаризации драгоценных камней, 

природных алмазов и изделий из них

ИНВ-10

Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств. 

ИНВ-11

Акт инвентаризации расходов будущих периодов.

ИНВ-15

Акт инвентаризации наличных денежных средств.

ИНВ-17

Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами.

ИНВ-1

Инвентаризационная опись основных средств.

ИНВ-1а

Инвентаризационная опись нематериальных активов.

ИНВ-3

Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей.

ИНВ-5

Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение.

ИНВ-8а

Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях. 

ИНВ-16

Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности.


5. ЭЛЕМЕНТЫ ДОКУМЕНТА

Итоги инвентаризации оформляют на основе данных сличительных ведомостей (описей).

Любой документ начинается с «шапки». В ней написан  код ОКУД, число заполнения, название учреждения.

В основной части акта -  данные о членах комиссии и материально ответственном лице, об объектах инвентаризации, срока ее проведения, на основании какого приказа проводилась 

В заключительной части  члены комиссии ставят  подписи  с расшифровкой и указанием занимаемых должностей. 

6. ПРИЧИНЫ РАСХОЖДЕНИЙ 

При проведении проверок могут выявиться расхождения, когда фактическое количество не совпадает с заявленным на начало инвентаризации.

Какие могут причины расхождений?

  • Своевременно не списанная бракованная продукция. 

  • Пересортица.

  • Погрешности при соблюдении технологических норм списания (бывает при  нормативном методе учета).

  • Допущение ошибок при принятии на учет и  списании.

  • Кражи.

Во всех случаях расхождения нужно зафиксировать в акте или описи, а после инвентаризации привести в соответствие реальную и документальную информацию. Могут быть составлены акты:  акт инвентаризации отгруженных ТМЦ (форма ИНВ-4); акт инвентаризации драгоценных камней и металлов (формы ИНВ-8, ИНВ-9);акт инвентаризации денежных средств (форма ИНВ-15).

Акты отражают недостачу, излишки, списание недостач (на виновное лицо или в прочие расходы), пересортицу и т.д.

В бюджетных организациях по факту выявления расхождений оформляют акт по форме 0504835. В коммерческих структурах его тоже применяют, адаптировав под себя или используя унифицированную форму.

6.1 Как заполнять этот акт? 

  1. Общие сведения об акте: номер, дата составления; дата утверждения руководителем.

  2.  Сведения об организации: наименование; код по ОКПО.

  3. Сведения о сотрудниках организации, участвующих в инвентаризации: Ф.И.О. материально ответственного сотрудника; Ф.И.О. и должности членов инвентаризационной комиссии.

  4. Сведения о проведенной инвентаризации: документ, на основании которого она проводилась, дата проведения, объекты инвентаризации; реквизиты описей и  сличительных ведомостей; основные итоги инвентаризации.

Форма 0504835 выглядит так:

http://dl4.joxi.net/drive/2024/03/25/0054/3054/3578862/62/b9a34b8292.jpg



6.2 Сопутствующие документы

При проведении инвентаризации нужно иметь в виду, что акт о результатах проверки не имеет силы без:

  • Приказа руководства о проведении мероприятия и формировании комиссии. Дата начала проверки должна совпадать с датой приказа.

  • Инвентаризационной описи. Все расхождения  в ней фиксируют подробно  

  • Сличительной ведомости. Она дополняет инвентаризационную опись.  

6.3 Кем утверждается, где регистрируется

Все инвентаризационные действия не могут проходить без контроля руководства, поэтому акт подписывается не только членами комиссии, но и руководителем фирмы. Приказ, на основании которого проводится проверка, фиксируется в журнале контроля за выполнением приказов.

6.4 Если допущена ошибка

При большом объеме материальных ценностей ошибки при проведении проверок неизбежны. Исправления в ведомости вносят следующим способом: ошибочные данные  зачеркиваются,  над ними пишутся верные; каждый из членов комиссии и материально ответственное лицо ставят рядом с исправлением свою подпись. Подпись подтверждает согласие материально ответственного лица на исправление. 

Важно! В инвентаризационных документах не оставляют пустых строк! Незаполненные строки зачеркивают.
 Объем проверяемых матценностей может быть очень большим и тогда комиссия работает с перерывами. Иногда проверка может длиться несколько дней. Как поступать с документацией на время перерыва в работе? 

Все описи, акты, приказы, связанные с проверкой запирают в шкаф или сейф. Доступ посторонних к документам должен быть исключен! Помещение на ночь опечатывают. 

7. КОНТРОЛЬ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ 

Иногда сама инвентаризация подвергается проверке. По факту этот процесс можно описать как «инвентаризация над инвентаризацией» и эта дополнительная проверка может пройти в любое время по желанию руководителя. Комиссия в этом случае может расшириться. Такая проверка начинается  строго до срыва печатей с помещения, где проходила первичная проверка ценностей. Итоги таких специальных проверок описывают в акте контрольной проверки правильности проведения (ведомость ф ИНВ- 24). Документ в обязательном порядке регистрируется в книге учета контрольных проверок. 

Инвентаризация важный процесс. Поэтому мы уже не раз писали о разных аспектах этой проверки


Похожие статьи

  • Регистрация, ликвидация, внесение изменений в ООО ( все про ООО)
  • 01.09.2023

Расчет чистых активов по балансу

  • Счета бухгалтерского учета
  • 01.09.2023

Как устроен бухгалтерский баланс (пример)

  • Документы (акты, счета, упд)
  • 02.11.2023

Ответ на досудебную претензию: образец

  • Счета бухгалтерского учета
  • 06.02.2024

Внеоборотные и оборотные активы: состав и учет

  • Счета бухгалтерского учета
  • 26.09.2023

Счет 44 бухучета: особенности и проводки

  • Счета бухгалтерского учета
  • 24.02.2024

Анализ и оценка бухгалтерского баланса

  • Комментарии
Загрузка комментариев...