Инвентаризация один их важных процессов в организации, вне зависимости от того, чем компания занимается. Весь процесс регламентирован Приказом Минфина №52н от 30 марта 2015 года. Инвентаризацию проводят по определенному алгоритму, в результате оформляется несколько документов.
1. МЕХАНИЗМ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
Перечислим виды инвентаризации:
-
Полная инвентаризация – проверяют все ТМЦ, деньги, финансовые обязательства. Чаще всего проходит по итогам года. Но может быть проведена и по другим основаниям.
-
Частичная инвентаризация - проверяют часть имущества по заданным характеристиками, по месту хранения или другому признаку.
-
Выборочная инвентаризация - проверяются выборочно ТМЦ, ценности и основные средства. Так в ломбарде могут проверять наличие изделий определенной пробы. В магазине могут проверить деньги в кассе, на складе определенный артикул изделий. Если в процесс выявятся расхождения, руководство инициирует проведение полной инвентаризации
-
Сплошная инвентаризация ценностей. Ее проведение предполагает проверку сразу всего имущества и ценностей, которые имеются во всех филиалах компании.
-
Плановая инвентаризация – проводится по плану в соответствии с учетной политикой организации. Персонал знает, когда она пройдет.
-
Внеплановая инвентаризация – проводится по причине какого-то важного обстоятельства. Например, при смене материально ответственного лица, при обнаружении недостачи, при выявленных расхождениях, при чрезвычайно ситуации и т.д. Цель — выявить факты хищения, недостач, потерь. Персонал не знает, когда она начнется и не может подготовиться и скрыть факты хищений и недостач.
Сроки проведения инвентаризации определены Положением о бухгалтерском учете и отчетности. Основные средства проверяют раз в три года (см. п. 27 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н.)
Руководитель организации может сам решать сколько проверок нужно провести в для компании, Методические указания это не запрещают (см. пп. 2.1 п. 2 Методических указаний по инвентаризации).
Директор организации определяет:
-
количество и даты мероприятий в отчетном году;
-
перечень проверяемого имущества;
-
финансовые обязательства при каждой проверке.
Начинается подготовка к проведению инвентаризации изданием приказа (форма ИНВ-22). Подробно о том, как подготовить приказ для проверки мы писали здесь:
Выбирается комиссия, которая будет проводить инвентаризацию. Чаще всего в её состав входят руководители отделов или структурных подразделений, специалисты бухгалтерии, аудиторы, простые сотрудники. Руководитель сам решает, кто должен войти в состав комиссии. Допустимо включать в состав проверяющий представителей сторонних независимых аудиторских организаций (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина от 13.06.1995 N 49).
Обязательно назначается председатель комиссии. Чаще всего заместитель директора или главный бухгалтер. Но если проверка происходит в структурном подразделении, то это может быть кто-то из местного руководства организации или специально вызванные для проверки сотрудники головного предприятия. Как правило, в комиссию включают три человека, но так как законодательно не установлено количество членов комиссии, то руководитель решает этот вопрос индивидуально. Это может зависеть от вида проверки.
Важно! Все члены комиссии, поименованные в приказе, должны присутствовать на проверке. Если хотя бы один из членов инвентаризационной комиссии не принял участие в проверке, то результаты инвентаризации могут быть признаны недействительными (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина от 13.06.1995 N 49).
При проведении проверки присутствует и материально ответственное лицо. Это может быть человек, который в данный момент находится на рабочем месте, или лицо, которое по своим должностным обязанностям отвечает за сохранность проверяемых ценностей. Материально ответственный работник составляет расписку о том, что все предметы проверки, которые находятся под его контролем, описаны, оприходованы и готовы для инвентаризации (п.2.4 Приказа Минфина от 13.06.1995 г. №49).
Дата начала инвентаризации указана в приказе и комиссия именно в этот день начинает проверку. Важно соблюдать все детали, описанные в приказе, иначе мероприятие могут признать недействительным.
Проверка может проходить несколько дней, зависит от объема проверяемой продукции. Все обнаруженные расхождения обязательно фиксируются, по окончании инвентаризации составляется сличительная ведомость и акты расхождений. Материально ответственное лицо по результатам инвентаризации напишет пояснения, если выявлена недостача, пересортица или иное расхождение.
2. КАКИЕ АКТИВЫ (ЦЕННОСТИ) ИНВЕНТАРИЗУЮТСЯИнвентаризируют разные ценности. Это зависит от вида деятельности организации и поэтому формы актов могут быть разные (см. п. 1.2 Постановления Госкомстата от 18.08.98).
Во время проверки учитывают:
-
основные средства – составляют акт по форме ИНВ-1,
-
товары – акт по форме ИНВ-3,
-
нематериальные активы (товарные знаки, программы и пр.) – акт по форме ИНВ-1а,
-
материалы, отдельные элементы товаров,
-
денежные средства: наличные и безналичные на банковских депозитах,
-
долговые обязательства организации.
За каждую группу материальных ценностей отвечает назначенное материально ответственное лицо. Для такого персонала в трудовом договоре прописывают все обязательства по матответственности.
3. ФОРМА АКТА ИНВЕНТАРИЗАЦИИДля инвентаризации утверждены унифицированные формы ИНВ (Постановление Госкомстата от 18.08.1998 № 88). Но организация может разработать свои описи и акты и утвердить их в учетной политике организации.
4. ВИДЫ АКТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИВ таблице собрали унифицированные акты и описи инвентаризации, утвержденные Постановлением Госкомстата от 18.08.1998 № 88.
Номер формы/описи |
Название формы |
ИНВ-4 |
Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных |
ИНВ-6 |
Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути |
ИНВ-8 |
Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них. |
ИНВ-9 |
Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них |
ИНВ-10 |
Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств. |
ИНВ-11 |
Акт инвентаризации расходов будущих периодов. |
ИНВ-15 |
Акт инвентаризации наличных денежных средств. |
ИНВ-17 |
Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами. |
ИНВ-1 |
Инвентаризационная опись основных средств. |
ИНВ-1а |
Инвентаризационная опись нематериальных активов. |
ИНВ-3 |
Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей. |
ИНВ-5 |
Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение. |
ИНВ-8а |
Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях. |
ИНВ-16 |
Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности. |
5. ЭЛЕМЕНТЫ ДОКУМЕНТА
Итоги инвентаризации оформляют на основе данных сличительных ведомостей (описей).
Любой документ начинается с «шапки». В ней написан код ОКУД, число заполнения, название учреждения.
В основной части акта - данные о членах комиссии и материально ответственном лице, об объектах инвентаризации, срока ее проведения, на основании какого приказа проводилась
В заключительной части члены комиссии ставят подписи с расшифровкой и указанием занимаемых должностей.
6. ПРИЧИНЫ РАСХОЖДЕНИЙПри проведении проверок могут выявиться расхождения, когда фактическое количество не совпадает с заявленным на начало инвентаризации.
Какие могут причины расхождений?
-
Своевременно не списанная бракованная продукция.
-
Пересортица.
-
Погрешности при соблюдении технологических норм списания (бывает при нормативном методе учета).
-
Допущение ошибок при принятии на учет и списании.
-
Кражи.
Во всех случаях расхождения нужно зафиксировать в акте или описи, а после инвентаризации привести в соответствие реальную и документальную информацию. Могут быть составлены акты: акт инвентаризации отгруженных ТМЦ (форма ИНВ-4); акт инвентаризации драгоценных камней и металлов (формы ИНВ-8, ИНВ-9);акт инвентаризации денежных средств (форма ИНВ-15).
Акты отражают недостачу, излишки, списание недостач (на виновное лицо или в прочие расходы), пересортицу и т.д.
В бюджетных организациях по факту выявления расхождений оформляют акт по форме 0504835. В коммерческих структурах его тоже применяют, адаптировав под себя или используя унифицированную форму.
6.1 Как заполнять этот акт?
-
Общие сведения об акте: номер, дата составления; дата утверждения руководителем.
-
Сведения об организации: наименование; код по ОКПО.
-
Сведения о сотрудниках организации, участвующих в инвентаризации: Ф.И.О. материально ответственного сотрудника; Ф.И.О. и должности членов инвентаризационной комиссии.
-
Сведения о проведенной инвентаризации: документ, на основании которого она проводилась, дата проведения, объекты инвентаризации; реквизиты описей и сличительных ведомостей; основные итоги инвентаризации.
Форма 0504835 выглядит так:
6.2 Сопутствующие документы
При проведении инвентаризации нужно иметь в виду, что акт о результатах проверки не имеет силы без:
-
Приказа руководства о проведении мероприятия и формировании комиссии. Дата начала проверки должна совпадать с датой приказа.
-
Инвентаризационной описи. Все расхождения в ней фиксируют подробно
-
Сличительной ведомости. Она дополняет инвентаризационную опись.
Все инвентаризационные действия не могут проходить без контроля руководства, поэтому акт подписывается не только членами комиссии, но и руководителем фирмы. Приказ, на основании которого проводится проверка, фиксируется в журнале контроля за выполнением приказов.
6.4 Если допущена ошибкаПри большом объеме материальных ценностей ошибки при проведении проверок неизбежны. Исправления в ведомости вносят следующим способом: ошибочные данные зачеркиваются, над ними пишутся верные; каждый из членов комиссии и материально ответственное лицо ставят рядом с исправлением свою подпись. Подпись подтверждает согласие материально ответственного лица на исправление.
Важно! В инвентаризационных документах не оставляют пустых строк! Незаполненные строки зачеркивают.Объем проверяемых матценностей может быть очень большим и тогда комиссия работает с перерывами. Иногда проверка может длиться несколько дней. Как поступать с документацией на время перерыва в работе?
Все описи, акты, приказы, связанные с проверкой запирают в шкаф или сейф. Доступ посторонних к документам должен быть исключен! Помещение на ночь опечатывают.
7. КОНТРОЛЬ ИНВЕНТАРИЗАЦИИИногда сама инвентаризация подвергается проверке. По факту этот процесс можно описать как «инвентаризация над инвентаризацией» и эта дополнительная проверка может пройти в любое время по желанию руководителя. Комиссия в этом случае может расшириться. Такая проверка начинается строго до срыва печатей с помещения, где проходила первичная проверка ценностей. Итоги таких специальных проверок описывают в акте контрольной проверки правильности проведения (ведомость ф ИНВ- 24). Документ в обязательном порядке регистрируется в книге учета контрольных проверок.
Инвентаризация важный процесс. Поэтому мы уже не раз писали о разных аспектах этой проверки.